Вы здесь

    • You are here:
    • Главная > Размышления «путешественника» в произведении Ф.А. Эмина «Приключения Фемистокла…»



Размышления «путешественника» в произведении Ф.А. Эмина «Приключения Фемистокла…»

Реформированное Петром I российское общество XVIIIвека стало ориентироваться на преодоление интеллектуальной замкнутости, возникло представление о важности контактов с другими странами для получения новых знаний и понимания места своего государства в мире. В этот период познание иного происходило посредством заграничных путешествий, «Великое посольство» Петра Iпослужило примером для их актуализации, до него русские правители не покидали своего государства. Путешествия Екатерины IIбыли ограничены пределами России. «С тех пор как она покинула Германию в молодости, в качестве невесты Петра Феодоровича она не была за границею. Разве только в виде редкаго исключения заходила речь о возможности поездки Екатерины в Западную Европу» [1]. В связи с присоединением Новороссии «просвещенная императрица» в 1787 году совершила важное путешествие на юг, в Крым. В этот период читателей стал привлекать и литературный жанр путешествия, который «непосредственно связан с социокультурной практикой человека по освоению экзотического пространства новых земель, поэтому тематическая (жанрообразующая) основа путешествия заключается в экстенсивном освоении внеположного человеку географического пространства» [2].

Принятый на русскую службу иностранный подданный Федор Александрович Эмин (ок. 1735-1770 гг.), интуитивно уловив нарастающую тягу к путешествиям новоприобретенных соотечественников, и, стремясь получить доход от историко-литературной деятельности, стал активно использовать этот жанр при написании своих произведений: «Сей учитель представляло своему господину, что почти невозможное дело путешествовать под именем турков, и в их одежде» [3]. Его жизненные коллизии позволили создавать интересные сочинения на эту тему: «...он родился около 1735 г. от небогатых родителей в Польше или пограничном с нею русском городе. Один иезуит обучил его латинскому языку и другим „употребительным в их школах наукам“, а затем взял с собой в путешествие. Странствуя по различным государствам Европы и Азии, они прибыли в Турцию, где случилось с ними какое-то „приключение“, о котором Эмин „объявлять не хотел“. Из-за этого приключения взят он был под стражу; чтобы избежать „вечной неволи“, принял мусульманство и несколько лет прослужил янычаром» [4].

В 1763 году Ф.А. Эмин написал произведение о приключениях Фемистокла, «коликратно он геройскою своею храбростию и благоразумием соединенною спасал отечества своего вольность от бдящих на нее хищников, сколько раз полноценными своими советами избавлял оную от междоусобных несогласий...» [5]. Но афиняне испугались, что после того, как Фемистокл избавил их от персов, сможет установить свое могущество и в их государстве, поэтому изгнали его вместе с сыном Неоклем: «Фемистокл присланного принял с веселым видом так говоря: что Афины велят, то Фемистокл исполнит» [6].

Путешествие героев этого произведения Ф.А Эмина начинается с Карии, где они хотели «усмотря котораго нибудь справедливого судью, в службу его определиться» [7]. В этом эпизоде автор обращает внимание на проблему коррупции в судах и полиции: «... все (судьи, адвокаты, главный секретарь — М.К.) старались о мздоимстве, а ничего добраго никому не делали...» [8]. Далее Фемистокл вместе с сыном направились во Фракию. Но в Греции героям запретили оставаться, они поехали в Персию, искать покровительства Ксеркса. В Сузе Ксеркс принял Фемистокла и Неокла «Ты будешь жить в моем дворце, как искренней мой друг, а сын твой, естьли тебе угодно, да будет моим оруженосцем...» [9]. Неоклу понравилась дочь Ксеркса — Помена, Фемистокл постарался уберечь сына от необдуманного поступка: «Ах ваша любовь... ничто иное есть, как излишнее желание добра самому себе а не полюбовнице, с которою для того сочетаетесь, чтобы все ваши желания удовольствовала, сколько бы сама нещастна ни была» [10]. Неокл решил последователь совету отца. Ксеркс предложил отомстить за обиду афинянам, воспользовавшись персидской армией, Фемистокл отказался: «... возвращу Афинам все земли, которые я в прошедшие завоевал времена и вечный с греками заключу мир, только с тем договором, чтоб Фемистокл был завсегда со мною, и был зрителем и участником всех моих побед» [11]. Но во время одно из походов Фемистокла и Ксеркса Арист убил Неокла из ревности к Помене. Фемистокл вернулся в Афины, где «ушел в уединение» [12].

«Приключения...» один из первых литературных опытов Ф.А. Эмина, сюжет произведения необычен, в нем нет описаний, посещаемых героями мест, необычных явлений, обычаев, традиций, автор не включает в повествовательную ткань рассказ о ярких приключениях (Отметим, что в других своих произведениях Ф.А. Эмин использует авантюрный, интригующий сюжет, связывающий «воедино множество экзотических описаний неведомых стран, народов, обычаев» [13], скорее всего, потому, что это способствовало коммерческому успеху его сочинений у потенциальных читателей). В произведении говорится о неприятии Фемистокла отечеством, превратностях его судьбы. Путешествие античного героя выглядит интеллектуально направленным, автор «странствует» по течению своих мыслей, которые выразил в советах Фемистокла сыну и Ксерксу. Сначала Ф.А. Эмин демонстрирует свою эрудицию, рассуждая о природе, погоде, животных, атмосфере, обращаясь к философским вопросам о человеческом теле, добре и зле, счастье: «не тот человек счастлив, кто великие имеет достатки, не фортуна, не достоинства ниже корона человека благополучным творят, но непоколебимое постоянство» [14], о доброте: «ныне добро до тех только пор помниться, пока в оном люди нужду имеют...» [15], об алчности: «человек тем, что имеет недовольствующийся и лишняго ищущий, подобен тому хищному ястребу, который имея в кохтях одну добычу за другими гоняется» [16], об отличии человека от животных: «разумной и мужественной человек тем только от упомянутых тобою тварей (животных — М.К.) отличается, когда, ни смерти ни опасностей не боится» [17]. Эти рассуждения представлены в беседах с Неоклем.

По ходу путешествия Фемистокл начинает затрагивать темы, показывающие его компетентность в политических вопросах, наиболее активно автор обличает порочность правосудия: «Ныне не порочной виноват, но кого суд за порочного почтет. О коль часто случается, что и безвинные наказанию подсудны» [18], о недовольстве работой судей, неоперативностью их работы: «Но естьли бы наши судьи со всевозможною скоростию и справдливостию решали дела, наказывая того кто после справедливого решения в другой раз прошение подаст, то редко когда в нашем сенате Афинском такия смущения происходили, какия ныне бывают» [19], говорит о ненадежности правосудия: «Здешнее правосудие подобно аукциону, где тот, который чюжие вещи продает, получает знатную прибыль, а хозяин вещей претерпевает ущерб» [20].

Складывается впечатление, что эти рассуждения специально наполняют путешествие Ф.А. Эмина для создания авторитетного образа автора как человека грамотного, осведомленного, компетентного во всех вопросах, искусно ведущего беседы на любую тему. Но, как известно, представители интеллектуальной элиты XVIIIвека не принимали Ф.А. Эмина, его злободневные публицистические темы вызывали «резкие насмешки уже у современников — Майкова, Сумарокова, Чулкова, которые не прекращались до 1780-х гг., когда литературная известность Эмина исчерпала себя» [21], в этот период терпимость к «другому» не была контролирующим фактором поведения, «толерантность к „Другому“ невозможна без самоидентификации как в историческом, так и в коэкзистенциальном социокультурном пространстве и сознавания ценности культурного опыта своего социума» [22].

Для повышения научной ценности своего текста автор сознательно дискредитирует в нем современных ему российских ученых: «... а ученности свойство есть; дабы самые точные вещи изнаследовать, подлинное ложным, а ложное подлинным представлять...» [23]. Ф.А. Эмин ставит под сомнение интеллектуальные способности, талант и личные качества профессоров: «Профессор редко может быть добрым министром: ибо министру должно быть справедливым, а профессору таким быть не льзя, потому, что профессор знание свое продает за деньги...Министру надобно быть весьма благоволиву, человеколюбиву и полишику, а профессору в своем мнении упряму, завистливу и простяку...» [24]. И говорит о том, что увеличение количества ученых приносит вред государству: «И подлинно столько ныне земледелие осудало, что едва само себя пропитать может потому, что и те которые к сохе родились, пошли в университеты и гимназии...» [25]. Умаляя значение ученых, Ф.А. Эмин подчеркивает роль земледельцев и купцов для благоденствия страны: «Где изрядное правление, порядочное хлебопашество и тщательное купечество находится, там и без химии, золота и всего довольно, не говорю я, чтоб науки не потребны; но они тогда надобны, когда государство хлебом и и всеми к естестве служащими потребностями преизобилует...» [26].

Мотивом появления такого путешествия в «Приключения Фемистокла...» является, на наш взгляд, стремление приблизиться к Екатерине II, стать ее советником: «а естьли государь желает спасти себя, от ласкательства, то лучше всего требовать совета у мертвых или у живых немых, которые не смея подавать государям словесно советов на бумагах оные изображают. Книги они смело говорят истинну... ибо нет в свете такого политического писателя... чтоб намерение его не клонилось к пользе государя и общественной» [27]. Ф.А. Эмин был чужим в российском государстве, скорее всего, «просвещенная императрица» представлялась ему идеальным потенциальным покровителем, способным улучшить его материальное положение: «... государей определили нам Боги по своей чрезмерной к нам любви и милосердию» [28].

Ф.А. Эмин с пониманием говорит о сложностях судьбы правителя: «... тебе государи счастливыми покажутся нежели об них думаешь. Во первых потребно им управлять двояким народом, добрым и злым, первых награждая других наказывая...» [29], отмечает, что легче быть подданным, чем государем: «ах гораздо легче всему свету одному повиноваться, нежели одному о тысяче людей думать, оным приказывать и содержать их в удовлетворении и преданности» [30]. Этим настроем пропитаны «Приключения Фемистокла...», монархиня наделена многими положительными качествами: «... за то счастие, которым мы все верноподданные наслаждаемся, и упражняемся в науках тем больше процветающих и к совершенству достигающих, что толь премудрою щедрою и трудолюбивою монархинею, подкрепляемы, ободряемы и призираемы находятся» [31]. Ф.А. Эмин отмечает опеку иностранных подданных Екатериной II: «То милосердие! которое не только своих подданных, но и иностранных к себе привлекает, и всех к оному споспешествующих, кротко, щедро и охотно приемлет» [32].

Автор «Приключений Фемистокла...» акцентирует внимание и на таланте управления государством императрицей: «Прибытие государыни, которая за всегда по субботам в сенат ежжала, тогда сенаторы дали ей список дел во всю неделю решенных, и два присяжные ея тайные советники разсматривали с нею вместе оныя дела; а естьли которое из решений было несправедливо, то в первой раз судьи подлежали жестокому выговору, в другой были штрафованы деньгами, а в третей строго наказаны» [33], и на ее интеллектуальных способностях, проявленных в философских и социально-политических идеях: «...редко философы были государями и редкож государи философствовали...» [34].

Таким образом, написанное Ф.А. Эминым произведение «Приключения Фемистокла...» служило подтверждением интеллектуальной компетенции автора, стремящегося служить Екатерине IIв качестве советника в условиях интеллектуальной конкуренции историков и писателей современной ему эпохи, отсутствия толерантности к «другому» образу мышления и, как следствие, неприятия его окружением как здравомыслящего писателя.