Вы здесь

    • You are here:
    • Главная > Ползуновские чтения: история и перспективы



Ползуновские чтения: история и перспективы

Уважаемые участники Круглого стола!!!



Целью данного выступления является, прежде всего, информировать ученых
Москвы и сотрудников ведущего музея России – Политехнического о научной и
общественной жизни Алтайского края, связанной с жизнью И.И. Ползунова,
который совершил свой научный подвиг в отдаленной провинции Российской
империи и прославил Отечество.



Освоение территории Алтайского края началось в первой половине XVIII в. с
проникновением предприимчивых людей на богатую рудами территорию
Верхнего Приобья. В последствии на его территории был создан комплекс
горнозаводских предприятий, с современным по тем временам оборудованием.
В этом промышленно развитом регионе России работало не одно поколение
высоко образованных специалистов, с именами которых связаны достижения
научно-технической мысли России XVIII – первой половины XIX в., среди
которых особое место занимают создатель первой в России паровой машины
(1766 г.) И.И. Ползунов, конной чугунно-рельсовой дороги (1806 г.)
К.П.Фролов, изобретатель булатной стали П.П. Аносов, открыватель
электрической дуги (1802 г.) В.В. Петров и другие.



На современном этапе изучение их жизни и деятельности находится в центре
внимания не только науки, но и массового краеведческого движения
Алтайского края, которое возглавляет Краевая краеведческая ассоциация
(1989 г.). В нее входят организации и исследователи, занимающиеся
изучением истории, культуры, географии, природы Алтая. Она действует на
общественных началах с выборным Координационным Советом. Одной


250

из программ этой общественной организации являются Ползуновские
чтения. Они рассматриваются как крупное научное, воспитательное,
просветительное мероприятие. Автор и руководитель программы – бессменный
председатель общественной комиссии по ползуновскому наследию А.Д.
Сергеев. Сегодняшнее мероприятие также проводится на общественных
началах (в этом его уникальность). После ухода из жизни А.Д. Сергеева
завершили его подготовку Барнаульский государственный педагогический
университет и Алтайский государственный краеведческий музей.



К истории и идеологиии Ползуновских чтений. Они долго вызревали в
алтайском обществе. Интерес к И.И. Ползунову на Алтае возник давно и
являлся мощным фактором патриотизма. Первым в 1830-е г. научно оценил
изобретение Г.И. Спасский – издатель первого Горного словаря в России.
Общественную значимость осознавали чиновники. В 1884 г. начальник
Алтайского горного округа просил начальника уральских горных заводов
найти в архивах все, «что только может служить в разъяснении воспитания и
деятельности Ползунова», т.к. «люди интересуются жизнью Ивана Ивановича
Ползунова, которому принадлежит честь построения первой паровой машины в
России»1. Инициативу в изучении и популяризации ползуновского наследия в
XX в. взяли в свои руки историки и исследователи Алтая. 3 октября 1913
г. на заседании Алтайского подотдела Русского географического общества
председатель Н.Я. Овчинников предложил отметить 150-летие изобретения
И.И. Ползуновым паровой машины летом 1914 г. Комиссию возглавили Д.И.
Зверев и А.П. Велижанин, начался сбор на памятник. Становление
Ползуновских чтений на Алтае произошло в русле массового краеведческого
патриотического движения с опорой на общественную инициативу. Краеведы,
ощущая общественные потребности, первыми обратили внимание на значение
личности Ползунова и его изобретения, опередив академическую науку. На
1-й губернской краеведческой конференции исследователь и журналист П.А.
Казанский в докладе «О замечательных людях науки, искусства и культуры
Алтая» отвел Ползунову первостепенное место. Первый «ползуновский
юбилей» реализовал 17 апреля 1946 г. сотрудник Алтайского краеведческого
музея Н.Я. Савельев, проведя чтения. В 1950-1970-е г. к феномену
Ползунова на Алтае приобщились писатели, художники, краеведы, историки.
Формировалось положительное общественное мнение, накапливался материал,
определялись ползуноведы в разных сферах науки, культуры и искусства.
Период накопления сил завершился в 1980-е годы объединением всех в
ползуновское движение. Инициатором стал к.и.н., доцент Барнаульского
педагогического института, краевед по призванию А.Д. Сергеев. Он увидел в
ползуновской


251

теме мощный воспитательный потенциал темы и необходимость соединения
науки с жизнью, гуманитариев с технарями, краеведов села и города с
академическими исследователями. В апреле 1985 г. (9-я краевая
отчетно-выборная конференция ВООПИиК) он предложил в ознаменование
220-летия работы машины Ползунова и 220-летию со дня смерти изобретателя
провести конференцию под названием Первые Ползуновские чтения, которые
прошли в ноябре 1986 г. в Алтайском краеведческом музее.



Изменение негативного отношения со стороны академической науки к
краеведческой деятельности, переход от макроистории к микроистории,
гуманизация исторической науки положительно сказалось на Ползуновских
чтениях. В результате «Ползуновские чтения» как форма пропаганды
историко-культурного наследия стали составной частью краеведческого
движения научных и общественных сил Алтайского края. Многоаспектность
проблемы привела к самостоятельным направления ползуноведения на Алтае.



1.Научное направление. Основные направления современных научных исследований ведутся по следующим проблемам:



1. И.И. Ползунов и его время. Деятельность последователей изобретателя.



2. История технических изобретений и изобретателей.



3. Современные проблемы изобретательства, рационализации.



4. Источниковая база ползуноведения.



Тематика чтений позволяет принимать в них широкое участие краеведам,
исследователям, архивным работникам, рационализаторам, изобретателям,
учителям, широкому кругу научной общественности2. Формой Ползуновских
чтений является собственно научно-практическая конференция, а также
полевые экспедиции, массовые торжественные собрания общественности,
издание материалов, выставки архивных документов и книг.



Участие в работе Ползуновских чтений архивистов способствовало выявлению
и публикации документов связанных с жизнью и деятельностью Ползунова.
На сегодняшний день документальные источники хранятся в трех
фондо-хранилищах: Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) –
около 450 документов, в Центре хранения архивного фонда Алтайского края
(ЦХАФ АК) – более 500 документов, в Центральном государственном
историческом архиве (ЦГИА) – 2753. Можно утверждать, что основная масса
уже известна историкам. Необходимо, чтобы они стали достоянием более
широкого круга специалистов, массового читателя. Алтайская Краеведческая
ассоциация давно вынашивает идею издания сборника (цикла сборников) с
публикацией документов, включая материалы, как о жизни изобретателя, так
и делопроизводственную документацию, содержащую техническую информацию.
В этом деле особое значе-


252

ние приобретает сотрудничество исследователей гуманитарных и
естественно-технических наук. Потребность обусловлена грамотным анализом
технических изобретений прошлого. Приходится констатировать, что в
научно-историческом направлении многие вопросы уже исчерпаны (например,
биография Ползунова). Оно перерастает в изучение технических изобретений
как составной части истории развития техники и изобретательства
Алтайского горного округа. И здесь историкам одним не справится. Надо не
только привлекать, но и отдать приоритеты технорям для грамотного
анализа конструктивно-технических решений как машины Ползунова, так и
других изобретений и усовершенствований.



2.Памятниковедение. Выявление и мемориализация мест деятельности
Ползунова и других изобретателей на Алтае, памятников горно-заводского
производства и оборонительных сооружений. На современном этапе это самое
актуальное и проблемное направление.



Идея мемориализации Ползунова также берет начало в прошлом. Еще в 1913
г. председатель российского технического общества Ковалевский предложил
«увековечивание памяти И.И. Позунова», для чего открыть повсеместный
сбор пожертвований для памятника на его родине в Екатеринбурге или в
каком либо другом месте»4. В 1930-е г. это же предложение было выдвинуто
Академией наук СССР, в 1946 г., в связи с 180-летие со дня смерти
Ползунова – Алтайским крайисполком (а также обелиск на месте работы его
машины), в 1956 г. – Советом Министров СССР. Но только в 1980 г. был
открыт памятник И.И. Ползунову на Ленинском проспекте Барнаула около
Политехнического университета.



На Алтае получило также широкое распространение установления памятных
знаков не только в местах деятельности И.И. Ползунова но и крупных
технических сооружений. В крае сохранилось достаточно много промышленных
памятников, в проектировании и строительстве которых принимал участие
Ползунов, его соратники и последователи (здание Барнаульского
сереброплавильного завода, Павловский заводской корпус, ряд сооружений в
Змеиногорске и т.д.) В 1971 г. для «увековечивания пребывания И.И.
Ползунова в с.Кабаново (бывш. Кабановская защита) был воздвигнут
обелиск. В левой части изображен проект «Огненной машины» И.И.
Ползунова, в правой высечены слова «И.И. Ползунов – выдающийся русский
теплотехник, один из изобретателей универсального теплового двигателя,
строитель первой в России паросиловой установки. Проживал в селе
Кабаново, работал на Колывано-Воскресенских заводах в 1756-1766 годах).
(автор А.В. Максимов, г. Москва). Большая работа по выявлению остатков
промышленного производства была проведена в 1970-1980-е г. А.Д.
Сергеевым и студенческим краеведческим кружком


253

Барнаульского пединститута «Роза ветров». Были проведены экспедиции
по местам горнозаводского производства, собран музейный материал А в
сентябре 1976 г. был установлен памятный знак на месте первой
демидовской плавки (1725-26 гг.) на р. Локтевке около поселка камнерезов
Колывани.



В концепцию Ползуновских чтений было заложено решение конкретных задач
по консервации оставшихся памятников с привлечением государственных и
коммерческих структур. Стало традицией при проведении Ползуновских
чтений реставрировать или устанавливать новый памятный знак И.И.
Ползунову: на VII чтениях (май 1997 г.) открыт памятный знак в
Красноярке Усть-Пристанского района, на VIII Ползуновских чтений
(декабрь 2001 г.) – в Бийске. Предполагается установить мемориальный
знак на предполагаемом месте захоронения изобретателя в Барнауле.
Участниками конференций и общественной комиссией по творческому наследию
И.И. Ползунова была разработана программа создания
научно-туристического музея-заповедника истории горной металлургии
России XVIII – XIX столетий «Серебренное ожерелье Алтая» (авт. А.Д.
Сергеев). Она предполагает создание туристических маршрутов по
историческим местам. Только фортификационные сооружения на Алтае
состояли из 70 крепостей и 45 форпостов и сотни полиметаллических
месторождений (835 – В.Н. Мамонтов, 1908 г. до 965 – Б.С. Митропольский,
1931 г.)5. Общественную инициативу поддержал НПЦ «Наследие», усилиями
которого была принята федеральная программа.



3. Мощное воспитательное значение. Это направление не теряет своей
значимости. Пропаганда наследия Ползунова и «Ползуновых» на Алтае. Ее
включение в региональный компонент преподавания и культурно-массовой
работы на Алтае. Это направление можно назвать «действенное воспитание
«памятью истории»2.



Для реализации этого направления важное значение имели привязка
Ползуновских чтений к юбилеям и их проведение на основе календаря
памятных дат в населенных пунктах, сопричастных жизни и деятельности
И.И.Ползунову. Это позволяет широко привлекать общественность,
государственные учреждения, исследователей. Чтения, начавшись с
Барнаула, проводились в Павловске, Змеиногорске, Екатеринбурге,
Усть-Калманском районе, Усть-Пристанском районе, Бийске. В этом списке
не хватает еще Санкт-Петербурга, Шипуновского района, Колывани
Алтайского края и других мест деятельности И.И. Ползунова, как
потенциальных мест проведения конференций. Выбор городов и особенно
сельских районов создает огромную аудиторию. Проходят они в домах
культуры при стечении местного населения. В таких случаях
соорганизаторами постоянных участни-


254

ков Ползуновских чтений (Алтайский государственный краеведческий
музей, Архивное управление администрации Алтайского края и Центра
хранения архивного фонда Алтайского края, научно-производственный центр
по сохранению наследия Алтайского края, БГПУ, Алт.ГТУ) выступают местные
администрации. Для реализации мощного воспитательного потенциала
Ползуновских чтений и возбуждения интереса к истории своей малой родине
традицией стало предварять их историко-этнографическими экспедициями
Барнаульского педуниверситета (рук. д.и.н. Т.К. Щеглова). В рамках
конференции Ползуновских чтений проводится работа секции по истории и
культуре населенных пунктов данного региона на основе материалов
экспедиции и достижений местных любителей истории. Экспедиционные
исследования также призваны реализовывать одну из задач Ползуновских
чтений – «Создание летописей городов и поселков, основанных на Алтае в
Демидовский период», а также «Историю водных и сухопутных коммуникаций
при становлении горного дела на Алтае Демидовым и более в поздний
период». Конференции сопровождаются открытием масштабных выставок
народных умельцев и народного творчества, с выступлением коллективов
районов. В этом и состоит огромное общественное значение Позуновских
чтений.



Песпективы:



1.Провести 10-е юбилейные чтения в СПб осенью 2004 г. в честь 240-летия
утверждения в СПб. проекта машины, а в 2006 г. – в Барнауле, в честь
240-летия ее пуска.



2.Издание сборника документов о жизни и деятельности И.И. Ползуно-


255

ва на основе фондов Барнаула, Еватеринбурга и СПб. Укрепление связей
гуманитарных и естественно-технических исследователей, регионов
развития технической мысли и изобретений с столичными и зарубежными
центрами. Формой сотрудничества должна стать работа над сборником
документов, где специалисты естественно-технического профиля могли бы
подготовить комментарии к чертежам, технические описания, разъяснения
технических категорий. Помогли разобраться в действии машины Ползунова. К
сожалению, для историков архивные чертежи немые. Биографистика
Ползунова уже осмыслена. А вот технические изобретения нет. Издать
чертежи, подготовить грамотные описания.



3.Изучение деятельности предпринимателей (например Демидовых) по
внедрению технических изобретений в области горно-заводского
производства и овладения ими зарубежного опыта, в частности промышленных
центров Саксонии и др. Расширение тематики ползуновских чтений за счет
истории техники, горнозаводского производства в XVIII – первой четверти
XIX, инженерной среды этого периода.



Календарь Ползуновских чтений на Алтае.



Примечания



1. Цит:. С.А. Корепанова Документы о жизни и деятельности И.И. Ползунова
в фондах государственного архива Свердловской области // Ползуновские
чтения. Барнаул, 1991. С. 10.



2. Предложения участников Ползуновских чтений // Ползуновские чтения. Барнаул, 1991.



3. Данилевский В.В. Ползунов: Труды и жизнь. Москва, 1940. С.30, 373;
Савельев Н.Я. Механикус Иван Ползунов. Жизнь и творчество выдающегося
теплоэнергетика XVIII века»: Сер. Сыны Алтая и отечества. Т.2. Барнаул,
1988; Корепанова С.А. Документы о жизни и деятельности И.И. Ползунова в
фондах государственного архива Свердловской области // Ползуновские
чтения. Барнаул, 1991. С. 10.



4. Цит.: Ю.Е. Соркин Игнатий Юдин и Иван Полунов // Ползуновские чтения. Барнаул, 1991. С.16.



5. Сергеев А.Д. Тайны алтайских крепостей. Барнаул: Алт.кн.из-во, 1975.
С.31-37; Бородаев В.Б., Демин М.А. Памятники горно-металлургического
комплекса XVIII-XIX в. в северо-западных предгорьях Алтая: современное
состояние и задачи первоочередных охранных работ // Ползуновские чтения,
Змеиногорск, 1993. С. 17.