Дианова Е.В. (г. Петрозаводск) БОРЬБА ЗА НОВЫЙ БЫТ И КООПЕРАЦИЯ

В 1920-е годы активно обсуждались актуальные для того времени вопросы строительства нового быта. На страницах газет и журналов обсуждали способы борьбы за новый быт, даже выходила однодневная газета «За новый быт». У большинства граждан не было четкого представления о «новом советском быте». Не только простые  обыватели, но и коммунисты, комсомольцы зачастую не знали, что можно взять в наследство из бытовых мелочей от прежней жизни в «проклятом прошлом».  Некоторую ясность в понимание сущности нового быта и способов его достижения внесла дискуссия между Л.Д. Троцким и руководителем Пролеткульта В.Ф. Плетневым на Первом съезде клубных работников, проходившем в Москве 16-20 июля 1924 г.

17 июля 1924 г.  выступал Л. Троцкий с докладом «Ленинизм и рабочие клубы». В своем выступлении Троцкий не только затронул такие темы, как: «Вопросы быта»,  «Клуб и пивная», «Календарные кампании и вопросы быта», но и рассмотрел первые попытки введения коммунистического быта среди рабочих, общих столовых, швейных мастерских, прачечных, детских садов. Осуществляя «проработку повседневного опыта», он проанализировал попытки молодых людей создать Общества друзей нового быта с целью  насаждения коммунистической этики и эстетики, что означало борьбу против пьянства, неряшливости и ругательств.  По мнению Троцкого, «с одной стороны, очень заманчиво было бы организовать общество быта, но, с другой стороны - опасно, что не обеспечив себе прочной почвы под ногами, такое общество уклонится в сторону фантазерства». Необходимо было, «чтоб эта инициатива сразу направилась по более реалистическому и деловому руслу». Для создания нового быта нужен был определенный хозяйственный фундамент, в условиях крайней нищеты можно было лишь создать «какие-либо идеальные фаланстеры (общежития) на основе нашей бедности».

В то же время у некоторых борцов за новый быт наблюдалось так называемое «бытовое фантазерство», которое сводилось «к стремлению либо обогнать хозяйственные возможности, либо вообще абстрагироваться, мысленно отвернуться от них и заменить коллективно-общественную работу по перестройке быта индивидуальным морализированием, т.е. накачиванием каждого в отдельности определенными принципами». Из чего «обыкновенно мало выходит проку». Таким образом, в условиях неразвитой экономики, по мнению Л. Троцкого, к новому быту нельзя перейти путем создания  идеальных фаланстеров. Точно также новый быт не возникнет из «бытового фантазерства» и «индивидуального морализирования».

Тогда Троцкий задает  вопрос: «На самом деле, революционизировать быт можно какими путями?» И сам же на него отвечает: «Прямым воздействием на его составные элементы. Через Нарпит, который создает общественные столовые; через жилищную кооперацию, которая должна изменить жилищные основы быта; через организацию яслей; через клубы; через библиотеки; через добровольческие организации, которые ставят себе культурные задачи». Таким образом, Троцкий считал необходимым «создать ряд организаций, которые ставят перед собой определенные практические задачи в области быта». Среди них он называет кооперацию (жилищную, рабочую, потребительскую).  Кооперация, Нарпит, библиотеки, рабочие клубы, женские организации, «эти целевые, практические организации не могут мириться с фантазерством», они решают конкретные вопросы и приобретают опыт по строительству нового быта. Изучение опыта работы названных организаций по улучшению жизни рабочих создаст определенную базу, фундамент. А на этом фундаменте «необходимо будет создать общество для улучшения быта, а, может быть, и общество «нового быта», но не в пустоте абстракции, а на фундаменте из кооперации, Нарпита, жилтовариществ и пр.».

По мысли Троцкого, каждая из названных им организаций должна была конкретными делами показать свой вклад в строительство нового быта. К примеру, «если ты - Нарпит, то питай, создавай общественные столовые, а мы подсчитаем потом, сколько у тебя посетителей, и посмотрим, как ты их удовлетворяешь». А в чем состояла задача кооперации при организации буфетов в рабочих клубах, о которых зашла речь на съезде клубных работников?  «Научись продавать в буфете дешево, имей некоторую прибыль и поддерживай клуб». В то же время Троцкий предостерегал о том, «что если рабочий почувствует в клубе элемент принудительности, хотя бы косвенной, то он уйдет в пивную». [1]

На первом съезде клубных работников с докладом «Вопросы быта» выступал Председатель ЦК Пролеткульта В.Ф. Плетнев. В самом начале своей речи он заявил: «Постановка вопросов быта Пролеткультом в известной степени будет расходиться с другими постановками вопросов быта другими товарищами, в частности и с постановкой товарища Троцкого». Позиция оппонентов Пролеткульта по вопросам быта выражалась в «стремлении к более широким обобщениям, меньше внимания мелочам и больше внимания к углубленной постановке вопроса». По мнению В.Ф. Плетнева, «это заставляет, когда дело идет о вопросах быта, концентрировать внимание товарищей, казалось бы, на очень простых, до сих пор ими мало замечаемых или совершенно не замеченных вещах, фактах, явлениях». В.Ф. Плетнев  пытается доказать, «что ничего отвлеченного, поворачивающего вас спиной к жизни, как этого боится т. Троцкий, в нашей постановке вопросов быта нет, как нет этого и во всей работе Пролеткульта».

Сам В.Ф. Плетнев заявил, что  «строительство  нового   быта  и  борьба  за него есть одна из частностей процесса классовой  борьбы», в вопросах  быта  находит свое «необычайно яркое и непосредственное отражение идейное сопротивление буржуазной идеологии». Для подтверждения своих слов пролеткультовский работник пытается выявить антиобщественные явления повседневной жизни: «Самой отрицательной стороной нашего  быта  является наследие старого мира, которое мы тащим сейчас на своих плечах, это – обывательщина, или мещанство».Вместе с темможно найти«противоядие обывательщине», это был «общественный быт», «первыми очагами, где обывательщина встречает отпор, являются производство, где воспитывается товарищество, коллективизм, партия, профсоюз».

В.Ф. Плетнев,  перечисляя «строителей, проводников нового быта», называет Наркомпрос, Наркомздрав, Наркомюст, профсоюзы, клубы и кооперацию. Далее он определяет основные методы внедрения нового быта: принуждение, организация, агитация и пропаганда.  Несмотря на серьезные разногласия с Троцким, Плетнев также как и его оппонент,  считал кооперацию важным средством борьбы за новый быт: «Кооперация - грандиознейшая сила. Вовлечь кооперацию в переустройство нашего быта - это серьезнейшая задача момента». [2]

Особое внимание партии большевиков к кооперации как проводнику нового быта было обусловлено публикацией в 1923 г. статьи В.И. Ленина «О кооперации», в которой вождь сделал известный вывод: «Кооперация в наших условиях сплошь да рядом совершенно совпадает с социализмом». [3] В.В. Куйбышев в своей работе «Ленин и кооперация» писал, что статья В.И. Ленина провела «определенный рубеж взглядам нашей партии на кооперацию». О кооперации стали говорить как «о могучем тактическом средстве к достижению конечных наших целей, к построению социализма». [4]

В деле строительства нового быта большое внимание уделялось организации общественного питания. В 1919-1920-е годы решалась задача по замене «индивидуальных форм питания общественными». Организация общепита означала утверждение основ нового строя. В местных газетах печатались настоятельные требования: «Стоя во вратах социализма, мы должны усиленно насаждать коммунистическое питание, большинство должно столоваться только в общественной столовой». [5]

В разных городах с участием продкомов и кооперации создавалась сеть бесплатных общественных столовых для обслуживания в первую очередь рабочих и служащих. В Москве и Петрограде организацию столовых и снабжение их продуктами была возложена на Наркомпрод, Московское потребительское общество и Петрокоммуну. В Петрозаводске общественная столовая была создана на средства Петрозаводского единого потребительского общества. Граждане были приписаны к столовым общепита, посетители таких столовых жаловались на плохое обслуживание, «недобросовестность и халатное отношение прислуги к желудкам потребителей»: «Продовольствие для столовых идет, а кормят черт знает чем». [6]

С переходом к нэпу и отменой принудительного членства в потребительской кооперации в 1923 году было создано паевое товарищество «Нарпит» («Народное питание»).  Его учредителем являлись Последгол (Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода при ВЦИК), Центросоюз, ВЦСПС и др. Столовые Нарпита были дешевы, так как продукты для них поставлялись рабочими кооперативами по ценам ниже рыночных на 10-12 %.

Нарпит  стремился привлечь рабочих в столовую, не только для того, чтобы получить прибыль и сделать предприятие рентабельным. Столовые Нарпита создавались как образцово-показательные заведения общественного питания, пропагандирующие новый быт. Посетители столовых видели на столах чистые клеенки и цветы, хорошую посуду со своей символикой. Сделанные на заказ тарелки, чашки, блюдца, солонки имели надпись «Нарпит», в некоторых столовых использовалась посуда с изображением герба РСФСР с серпом и молотом и лозунгом «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Также в ходу были тарелки с надписями «Царствию рабочих и крестьян не будет конца», «Общественное питание под огонь рабочей самокритики», которые должны были служить не только посудой, но и средством агитации и пропаганды. В некоторых столовых устраивали читальни с газетами, книгами и журналами - все это должно было сделать столовую привлекательной для рабочих и служить пропагандой нового быта.

В 1920-е годы развитие системы общепита проходило под лозунгом перестройки быта на социалистических началах, освобождения женщин от тягот домашнего хозяйства и вовлечения их в производство и общественную жизнь. В марте 1921 г. В.И. Ленин в статье «Международный день работниц» писал: «Работница и крестьянка остаются в «домашнем рабстве», «домашними рабынями», будучи задавленными самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства». Революция открыла «дорогу для полного и действительного освобождения женщины от ее «домашнего рабства» путем перехода от мелкого одиночного домашнего хозяйства к крупному обобществленному». [7]

Развитие системы общепита проходило под лозунгом перестройки быта на социалистических началах, освобождения женщин от тягот домашнего хозяйства и вовлечения их в промышленное производство и общественную жизнь. Неслучайно именно после революции 1917 г. в России был популярны лозунги: «Долой кухонное рабство!» «Раскрепощенная женщина, строй социализм!» В 1920-е годы строительство нового быта напрямую увязывалось с положением женщин в социалистическом государстве. Кооперация должна была сыграть главную роль по освобождению женщины от домашней работы для ее культурного и политического роста.

На страницах центральных газет с небольшими статьями и заметками по разным вопросам повседневной жизни трудящихся, о положении женщины-работницы выступал и Л.Д. Троцкий. Так, в декабре 1925 г. в однодневной газете «За новый быт» была опубликована его статья «Строить социализм – значит освобождать женщину и охранять мать». Статья написана в Кисловодске в ноябре 1925 г. к трехдневнику по охране материнства и младенчества. В ней Троцкий снова обращал внимание на практические мероприятия, «какие проводятся для улучшения положения матери и ребенка»: жилищное строительство, создание яслей, детских садов, общественных столовых, прачечных. При этом «ясли, столовые и прачечные надо поставить так, чтобы они преимуществами своими способны были нанести смертельный удар старой замкнутой семье, целиком опирающейся на согнутые плечи хозяйки-матери». Но для улучшения работы яслей и столовых нужны были «бдительный общественный контроль и постоянное подстегивание всех органов и учреждений, которые обслуживают семейно-бытовые нужды трудящихся масс», в том числе и кооперации. [8]

В 1920-е гг. шло активное вступление в кооперацию работниц, крестьянок, домохозяек, что в целом было связано как с широким развитием в нашей стране женского движения, так и с целенаправленной политикой государства на вовлечение женщин в социалистическое строительство.

Работа женщин в кооперативных товариществах означала их участие в построении социалистического общества не только в городе, но и в деревне. Для привлечения сельских тружениц в кооперативные товарищества были выпущены брошюры «Чем может помочь кооперация крестьянке-матери?», «Для чего нужна кооперация крестьянке». В них простым и доступным языком объяснялось значение кооперации: «Кооперация является способом  вовлечения крестьянки в общественную жизнь и перестраивает быт и жизнь крестьянки по-новому». Крестьянки должны были понять, что «только своим участием в общественной жизни они смогут облегчить свою «долюшку горькую, долюшку женскую». Кооперация поможет «трудящейся матери вырастить и воспитать здорового и сознательного нового строителя нашей страны и сохранить свое здоровье». [9] Эта помощь заключалась в организации яслей и детских садов на кооперативных началах. Кооперативы отпускали средства на содержание детских садов, яслей, площадок, очагов, комнат и клубов.

 Кооперация занималась  пропагандой здорового образа жизни, «привитием широким массам женщин культуры ухода за собой и за своим ребенком». В кооперативных лавках и магазинах устраивались специальные полки «Санитария и гигиена» с популярной литературой по охране здоровья и с рекомендациями по уходу за малолетними детьми и уголки «Мать и дитя». Кооперативные лавки и магазины стали продавать санитарно-гигиенические принадлежности (соски, кленки, порошок для присыпки, борную кислоту и т.п.).

Таким образом, в 1920-е годы кооперация должна была участвовать в обновлении всей жизни общества, в строительстве нового быта как атрибута социализма. На кооперацию возлагалась организация общественного питания, строительство жилья, охрана и материнства и детства, освобождение женщины от «домашнего рабства».

 

Примечания:

1. Троцкий Л.Д. Ленинизм и рабочие клубы // Троцкий Л.Д. Сочинения. Серия VI. Проблемы культуры. Том XXI. Культура переходного периода. М.-Л., 1927. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl935.htm. – Заглавие с экрана. – На русском языке.

2.Плетнев В.Ф. Вопросы быта // Первый съезд клубных работников. (16-20 июля 1924 г.). Тезисы, стенограммы докладов, протоколы прений, резолюции. Москва, 1924. [Электронный ресурс]: Режим доступа:  www.sutteh.ru/klub26.html. – Заглавие с экрана. – На русском языке.

 3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.45. С.369-370.

4. Куйбышев В.В. Избранные произведения в 2-х т. М., 1988. Т.1. С.222..

5. Олонецкая коммуна. 1920. 1 февраля.

6. Олонецкая коммуна. 1920. 21 марта

7. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.42. С.369.

8. Троцкий Л.Д. Строить социализм – значит освобождать женщину и охранять мать // Троцкий Л.Д. Сочинения. Серия VI. Проблемы культуры. Том XXI. Культура переходного периода. М.-Л., 1927. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl935.htm. – Заглавие с экрана. – На русском языке.

9. Чем может помочь кооперация крестьянке-матери?  М.: Центросоюз, 1926. С.3-4.