Зайцева Н.Л. (г. Москва) ИЗ ИСТОРИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР МСХА В XX в. (по материалам вузовской печати)

 Сведения об авторе: Зайцева Наталья Леонидовна, к.и.н., доцент кафедры истории и культурологии РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева.

Как готовить студента? Только в учебных аудиториях, лабораториях, на  опытных полях? До 1917 г. о культурном досуге студентов никто и не думал. Петровско-Разумовское – местность, где находится академия – располагалась в 10 километрах от Москвы и была тихим уголком, лежащем в стороне от больших магистралей. Только две дороги связывали вуз с городом. Чаще всего добирались паровичком. Так и жили, довольно замкнуто, в тесном кругу, вдали от культурных центров студенты и преподаватели. Сегодня такой способ жизни именуется модным словом "кампус". Было всё, кроме учреждений отдыха и культуры.

Небольшая часть студентов жила в теперешнем 11 учебном корпусе, остальные снимали комнаты в Ололыкинских номерах за плотиной (недалеко от современного кинотеатра "Байкал"), в Соломенной сторожке или даже в деревне Марфино, недалеко от нынешней Останкинской телебашни. Путь в академию, особенно зимой, был небезопасен. Старые петровцы, например писатель В.Г. Короленко, вспоминали, что дорогу им часто перебегали голодные волки, а однажды зверь утащил у них собаку[1].

Известно, что еще в XIX веке многие профессора и студенты были поклонниками музыки и театра. В академии часто бывала и жившая неподалеку, на даче во Владыкине великая актриса Малого театра М.Н. Ермолова. Но эти встречи носили эпизодический характер. Только в советское время стали обращать внимание на культурный досуг студенчества.

После Октябрьской революции 1917 г. перед молодым государством встали сотни проблем, требующих неотложного решения, и среди них – подготовка будущих руководителей крестьянских хозяйств. Нехватка кадров усугублялась массовым отъездом из России тысяч квалифицированных преподавателей. Количество  студентов сразу возросло в 5 раз (с одной тысячи до пяти). В большинстве своём это были малоподготовленные абитуриенты, едва закончившие начальную школу.  Предстояло провести огромную работу по повышению их общеобразовательного и культурного уровня.

Жажда знаний была столь велика, что студенты заранее занимали очередь у входа в аудиторию, чтобы сесть поближе к лектору.

Исторически сложилось так, что студенты всегда жили рядом с академией. В 1920-ые гг. в связи с резким ростом учащихся возникла острая потребность в жилых корпусах, поэтому  по всей территории вуза развернулось масштабное строительство. Группа архитекторов во главе со знаменитым зодчим Б.М. Иофаном выбрала для застройки Лиственничную аллею.

В короткий срок здесь воздвигли к 1930 г. четыре общежития (на 1000 мест каждое), учебные корпуса, были надстроены здания отделения рыбоведения, льняной и селекционной станций, сооружена столовая, автобаза, лесопилка и жилые дома[2]. Академия переживала второе рождение.

                 В нескольких шагах от общежитий, на Лиственничной аллее, было решено открыть Дом культуры, основная задача которого – воспитание нравственных, культурных и эстетических качеств у молодёжи, приобщение студентов к просветительской деятельности.  Приспособили под Дом культуры в 1927 г. закрытую площадку над котельной, которая отапливала весь студенческий городок, общежития, деревенский магазин, мебельную мастерскую и маленькие домишки, где проживали рабочие.

До сих пор нет отдельной книги, где бы подробно рассказывалась бы история Государственного Дома культуры  МСХА им. К.А.Тимирязева. Есть короткий буклет, изданный в 2002 г. к 75-летию Дома, есть небольшие материалы  в двух книгах, посвященных истории академии[3].

Многие годы, десятилетия "душой" Дома культуры была уникальная женщина –Кира Платоновна Черданцева.  Когда ей было 4 года отец, художник по профессии, привез дочку на премьеру балета Р.Глиэра "Красный мак". Потрясение было настолько сильным, что девочка решила стать актрисой и уже в школьные годы занималась в студии Театра юного зрителя, где  ее первым учителем стала замечательная русская актриса В.А.Сперантова. В 1939 г. Кира Платоновна поступила в музыкальное училище при Московской консерватории, брала уроки  у известной певицы Ксении Николаевны Дорлиак. Затем К.П.Черданцева ушла работать в Театр оперетты, но начавшаяся Великая Отечественная война круто перевернула ее жизнь. Уже 24 июня 1941 г. она записалась на курсы медсестер, стала работать корректором на Центральном телеграфе, а затем в составе концертной бригады ездила выступать перед бойцами на фронтах.

Имея за плечами диплом музыкально-педагогического училища, Кира Платоновна в 1951 г. пришла работать в Дом культуры ТСХА заведующей детским сектором и руководителем танцевального ансамбля "Каблучок". В 1967 г. она сменила на посту директора Дома культуры Ю.Н.Ляпина. Заслуженный работник культуры Российской Федерации К.П.Черданцева была награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Именно при ее активном участии и был создан Народный театр академии[4].

К сожалению, К.П.Черданцева ушла из жизни в апреле 2005 года, не успев осуществить мечту всей своей жизни – написать подробную и обстоятельную историю Дома культуры им. К.А.Тимирязева. Ее огромный архив, где хранится только  около четырех тысяч писем участников художественной самодеятельности, так и остался не разобран.   Таким образом, данная статья -  первая попытка рассказать об одной странице культурной жизни Тимирязевки – ее театре.

 В 1930-ые гг. перестройка здания Дома культуры продолжилась. Над котельной появился небольшой зал со сценой, потом пристроили сначала одну террасу, потом другую и получился длинный зал – фойе с высокими венецианскими стеклами, где сейчас размещается бар. Позже пристроили танцевальный зал. Преобразования длились 23 года, а в 1950 году клуб имел  уже контуры нынешнего Дома культуры.

                 В 1956 году были вынесены котлы и оборудование из цокольного этажа и получился прекрасный зал площадью 300 м2. За 30 лет строительства и перестроек студенты приспособили под культурный досуг и другие помещения. Поскольку  вместить всех желающих Дом культуры не мог,  в 1930-ые гг. для встреч и концертов переоборудовали Большую химическую аудиторию в 6 учебном корпусе, построенном в 1912-1914 гг. по проекту архитектора Н.Н.Чернецова [5].  Был сооружен помост, постелен пол и почти 500 студентов могли слушать выступления мастеров искусств.

В архивах академии сохранился любопытный бухгалтерский документ того времени. В нем сказано, что через профком академии было продано билетов в различные театры на сумму 35 тысяч рублей. Отличникам учебы выдали бесплатно около 900 билетов в оперные, драматические, музыкальные и другие театры Москвы на сумму 8975 рублей. Около 2000 студентов посетили концерты бесплатно[6]. 

Эти цифры говорят о многом. Они отражают огромный интерес тимирязевцев к культурной жизни столицы, неумное желание вчерашних жителей далеких сел и деревень, маленьких городов и поселков стать разносторонне развитыми людьми. Многие впервые видели театральные постановки и первые впечатления оставляли неизгладимый след.

Отец автора статьи (Н.Л. Зайцевой) Л.И. Зайцев приехал в Тимирязевку в 1935 г. из маленькой деревни Вацково Арзамасского района Нижегородской области и получил бесплатный билет в театр оперетты, как калининский стипендиат. До конца дней он со смехом рассказывал, что на представлении оперетты "Розмари" он так смеялся, что его хотели вывести из зала. И таких студентов, которые впервые именно в годы учебы соприкоснулись с театральным искусством, было подавляющее большинство.

Кто же выступил инициатором приобщения тимирязевцев к высокому искусству?

 Дело в том, что кадровая политика советского государства основывалась на требовании В.И. Ленина к специалистам, где на первом месте стояли добросовестность и политическая благонадежность, а потом уже профессионализм. Но когда в декабре 1932 г. во главе академии встал старый коммунист  А.А. Бурдуков, удивились все. Дело в том, что новый ректор пришел с поста директора Государственного  академического Большого театра СССР. Как вспоминал великий русский балетмейстер И.А. Моисеев, знавший директора театра лично,  "бывший узник Шлиссельбургской крепости Бурдуков просидел там тридцать лет и, разумеется, потерял всякую связь с жизнью и внешним миром. Большой театр был его почетной синекурой"[7] .

Примерно такой же  "синекурой" была у А.А. Бурдукова и должность ректора Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, но его связи с Большим театром пригодились. Именно в 6-ой "химичке" выступали все звезды Большого: И. Козловский, С. Лемешев, В. Барсова, М. Максакова, М. Рейзен и другие. Тимирязевцы имели постоянную ложу в Большом театре и студенты, как правило, отличники, бесплатно пересмотрели весь балетный и оперный репертуар первого театра страны.

Вообще, А.А. Бурдуков после революции 1917 г. возглавил штаб Московского военного революционного комитета, стал ближайшим соратником Николая Ивановича Муралова, известного военного деятеля, соратника Л.Д. Троцкого. Кстати, Николай Иванович с 1925 по 1927 гг. тоже возглавлял Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Судьба Н.И.Муралова и А.А.Бурдукова трагична. В 1937 г. они были репрессированы и потом  расстреляны.

В послевоенное время начался новый этап в жизни Дома культуры. Ещё абитуриентами будущие тимирязевцы  готовят программу для участия в торжественном акте посвящения в тимирязевцы, который проходит ежегодно 1 сентября в "День знаний" в парке академии. Парк был разбит во времена Петра  I по эскизам творца Версаля Андре Ленотра и является уникальным памятником французского регулярного садово-паркового зодчества.

Затем самые заинтересованные студенты приходят в Государственный Дом культуры им. К.А. Тимирязева, где они могут раскрыть свои способности в 15 самодеятельных коллективах: танцевальных ансамблях "Глэм", "Каблучок", оркестре народных инструментов, вокальном  коллективе, концертном  квартете "Сказ", изостудии, фольклорном ансамбле "Беседы" и другие. Около 800 студентов объединяет любовь не только к профессии, но и к творчеству, в том числе и к театру.

Когда же зародился самодеятельный театр в академии? Начало коллективу было положено ещё в 1938 г., когда  несколько энтузиастов сыграли сценку из пьесы Н.В. Гоголя  "Женитьба" под руководством режиссера Черемеева. В следующем году тимирязевцы показали сцены из  пьесы советских драматургов Масса и Куличенко "Сады цветут", руководил постановкой режиссер  Синяков. В 1939 году под его же руководством студенты разыграли очень модную в те годы пьесу 1920-х годов В. Шкваркина "Чужой ребенок". Тогда же режиссер Черемеев  поставил  классическую пьесу А.Н. Островского "На бойком месте".

В 1940 г. режиссер Синяков инсценировал уже два спектакля: пьесу М. Горького "Васса Железнова" и пьесу В. Шкваркина "Простая девушка".

К сожалению, никаких других сведений о спектаклях 1930-х годов в академии не сохранилось. Есть данные, что всего студенты сыграли отрывки из 8 пьес отечественного репертуара, как классического (Н.В. Гоголь, А. Островский), так и современного репертуара (М. Горький, В. Шкваркин). Очевидно, что спектакли шли нерегулярно, а труппа постоянно менялась. Но первый шаг к будущему театру был сделан.

Почему именно театру? Ведь искусство Мельпомены – это синтетический вид деятельности: актеры говорят и прозой, и читают стихи, поют песни, танцуют, показывают, словом, все свои таланты. Тяга к прекрасному живет в крови человека, а в 1930-ые годы театр был  маяком, идеалом совершенного. Неслучайно премьеры становились общественным событием. Что уж говорить о провинциалах, жителях захолустных мест, приехавших учиться в столицу! Им все было внове, все в диковинку, все воспринималось на "ура".

Именно в искусстве аккумулируются художественно эстетические ценности общества. Театр, как в зеркале, отражает существующую реальность, ценности и идеалы действительности.

В искусстве наиболее полно проявляются творческие способности человека. Молодые люди часто не знают своих возможностей, как физических, так и художественных и интеллектуальных. И, наконец, творческая деятельность доставляет наслаждение не только творцу, но и зрителю.

Играя в спектаклях, ребята не только раскрывали многогранные стороны своей  натуры, но и сами потеряли удовольствие, окунаясь в характеры персонажей М. Горького, А. Островского, Н. Гоголя, Р. Шеридана, К. Симонова, становясь то храбрецами, то трусами, то мудрецами, то хитрецами, то обольстителями, то героями.

Великая Отечественная война, двухлетняя эвакуация Тимирязевской академии в Самарканд (1941-1943 гг.) прервала художественную жизнь Дома культуры. В общежитиях был размещен эвакогоспиталь Западного фронта № 2386.

      Более или менее  постоянная труппа с полноценными репертуарными  спектаклями стала складываться с 1946 г., когда 12 студентов под руководством профессионального режиссера  Юдина сыграла спектакль по пьесе А. Корнейчука "В степях Украины".

Вообще, еще в 1945 г., сразу после окончания войны, на студенческих вечерах энтузиасты-любители сыграли сцены из известной пьесы  советского драматурга и писателя Л. Леонова "Нашествие", посвященной самой злободневной теме того  времени – борьбе с фашистскими захватчиками. В том же году представили студенты и отрывки из пьесы Крылова "Урок дочкам". Но эти попытки, как и предшествующие, в 1930-ые гг., только закладывали основание будущего фундамента театра в академии.

В 1949 г. в театральный коллектив пришел работать ученик великого К.С. Станиславского режиссер Николай Александрович Роксанов и начинается этап укрепления состава, непрерывного обновления труппы, поиски своего, специфически студенческого репертуара.

В чем же особенность студенческого театра? Во-первых, актеры, получив диплом специалиста, уезжали из академии. Конечно, на сцене играли и сотрудники и преподаватели, но костяк труппы непрерывно обновлялся. Это был неизбежный процесс.

Во-вторых,  выбор пьес был ограничен не только количеством, но и "качестом" актеров. Предположим, режиссер хотел  бы поставить пьесу В. Шекспира, но кто будет играть роль Гамлета или Отелло? Недостаток профессионального мастерства студенты всегда с лихвой компенсировали энтузиазмом, молодым азартом и задором, а благодарные зрители всегда принимали "своих" артистов на "ура".

В-третьих, после занятий в вузе вечером хотелось развеяться, повеселиться, "похулиганить", подурачиться, скинуть с плеч груз учебы. Неудивительно, что наибольшим успехом у зрителей  пользовались комедии и водевили, где можно было вдоволь посмеяться, попеть и потанцевать.

В-четвертых, реальностью труппы всегда было одно обстоятельство – девушек всегда по численности было больше юношей, а значит, в спектакле должны были действующие лица женского пола, причем, желательно, чем больше, тем лучше. Академия не могла объявить набор актеров-мужчин, это не профессиональный театр, приходили не по разнорядке, а по велению сердца и души.

И, наконец, нельзя было не считаться с реалиями жизни. Желание режиссера в выборе пьес жестко контролировалось партийным комитетом Тимирязевской академии. Репертуар должен был быть идеологически выдержан в правильном направлении: поменьше иностранных авторов, побольше отечественных. Обязательны были премьеры к государственным праздникам: Дню 7 ноября – юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, пьесы о молодежи, о проблемах сельского хозяйства. Например, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войны была поставлена пьеса Б. Горбатова  "Одна ночь".

Иногда,  путь к премьере был тернист.  В 1987 г. был опубликован отчет о заседании партийного комитета Тимирязевской академии, на котором прозвучали критические нотки в адрес репертуарной политики  театра. Что же не понравилось секретарю парткома по идеологии? А то, что режиссер В.В. Рудов решил поставить на сцене Дома культуры первый вариант известной пьесы В.Н. Билль-Белоцерковского "Шторм" под названием "Тиф".

Первый вариант пьесы, который назывался "Тиф", был написан в самом начале 1920-х гг. и повествует о драматических событиях первых лет гражданской войны. Во втором варианте  1926 г., известном как "Шторм", были убраны некоторые сцены, усилен показ роли большевиков. В общем, автор Владимир Наумович Билль-Белоцерковский, которому к тому времени шел шестой десяток, учел замечания идеологов Пролеткульта А.А. Богданова и В.Ф. Плетнева.

Члены парткома академии возмущались неправильным подбором режиссера пьесы для премьеры в юбилейном году, году 70-летия Октябрьской революции. Они говорили, что театр получил звание народного, прежде всего, за пьесы, посвященные советской молодежи, а премьера "Тифа" 4 марта 1987 . только дискредитирует период гражданской войны, там показаны только проблемы, болезни и мешочники[8].

Как же преодолевал все эти трудности народный театр?

Опытный режиссер Н.А. Роксанов очень точно выстраивал репертуарную политику. Он поставил 10 спектаклей, в том числе и классику: А.Н. Островского "Поздняя любовь", Н.В. Гоголя "Ревизор" и современную драматургию: А. Афиногенова "Машенька", Малюгина "Старые друзья", "Люди в серых шинелях", Якобсона "Два лагеря", а так же зарубежных авторов: А. Миллера "Все мои сыновья" и других.

Приглашенные режиссеры - Бахарев поставил гремевшую в 1950-ые гг. пьесу К. Симонова "Так и будет", а Маслов - "Глубокие корни".

Режиссер Софья Сигизмундовна Галич продолжила традицию постановки пьес классического репертуара. Спектакли "Живой труп" Л. Толстого, "Дети Ванюшина" А. Найденова были записаны на плёнку и показаны по центральному телевидению. С.С. Галич поставила и пьесу современного советского драматурга Н.Ф. Погодина "Маленькая студентка", имевшую успех у молодежи.

Эти премьеры прошли в 1950-1962 гг. А в 1960 г. в театр пришел еще один режиссер – Сергей Васильевич Птицын, дебютировавший с пьесой эстонского драматурга Э. Раннета "Блудный сын" (написанный автором за два года до этого, в 1958 г.) и в 1963 г. с пьесой В.Ф. Пановой "Как поживаешь, парень?"

Интерес к современной советской драматургии наиболее ярко проявился в 1967 г.,  когда С.В. Птицын  поставил пьесу классика советского театра А.Н. Арбузова "Город на заре", а в следующем, 1968 году, режиссера ждал настоящий  успех с другой пьесой того же автора  "Иркутская история". Написанная за 9 лет до этого, в 1959 г., пьеса уже шла с огромным успехом во всех театрах Советского Союза. Без преувеличения можно сказать, что это был один из "хитов" советской драматургии.

Казалось бы, ну что можно сказать нового на сцене студенческого театра, если вся Москва бегала смотреть замечательный спектакль театра им. Е. Вахтангова с блистательной  Ю.К. Борисовой в главной роли?  Но режиссер Сергей Васильевич Птицын по-своему взглянул на пьесу А.Н. Арбузова "Иркутская история". Более того, этот спектакль дал толчок для создания агиттеатра, гастролировавшего по Уралу, Узбекистану, Болгарии, Туркмении, на кораблях  Северного флота, БАМу.

Взлет популярности народного театра произощел тогда, когда 18 лет им руководила Ирина Сергеевна Шепелева  (с 1967 по 1985 гг.). Ирина Сергеевна окончила оперно-драматическую студию К.С. Станиславского, пять лет проработала в профессиональном театре и пришла в академию с благороднейшей задачей – нравственно-эстетическое воспитание молодежи. Как она говорила: "Главная наша задача – нравственное и эстетическое воспитание молодежи. Мы призваны научить молодых людей понимать и ценить прекрасное в искусстве, уметь отличать добро от зла… Театр должен волновать, он не должен позволять зрителю уйти равнодушным" [9].

Любовь к театру, талант воспитателя и мастерство режиссера проявились у И.С. Шепелевой в 36  спектаклях репертуара. 9 января 1974 г. за спектакль по пьесе М. Рощина "Валентин и Валентина" театру Тимирязевской академии было присвоено почетное звание "Народный" [10].

В то время в Москве работало всего 34 профессиональных театральных коллектива и появление нового, в стенах учебного заведения, было неординарным событием. Тимирязевцы этим очень гордились. Спустя три года, в 1977 г. Народный театр стал лауреатом Московского фестиваля художественных коллективов трудящихся[11],а в 1984 г. был награжден премией Московского комсомола. Малый театр наградил студенческий коллектив дипломом "За активность и мастерство".

Именно молодежная тематика стала коньком репертуарной политики театра. Вот только некоторые спектакли, поставленные Ириной Сергеевной Шепелевой: М. Рощина "Валентин и Валентина", "Муж и жена", А. Вампилова "Прощание в июне", "Старший сын", Винникова "Когда цветет акация", А. Салынского "Барабанщица", Ратцера и Константинова "Неравный брак". Особое  место занимала пьеса, специально написанная для коллектива, которую автор А. Абдуллин посвятил памяти выпускника академии 1930-х гг., ставшим посмертно лауреатом премии Ленинского комсомола, поэте Сергее Чекмарёве "Не забывай меня, солнце!".  Премьера состоялась в 1975 г.

Главный режиссер приглашала и своих коллег для новых постановок. Так в 1973 г. режиссер Татарский  поставил пьесу белорусского драматурга А.Е. Макаенка "Прощание в июне", а в 1977 г. режиссер Новикова пьесу украинского драматурга А.Е. Корнейчука "Великое противостояние".

И.С. Шепелева инсценировала в 1973 г. пьесу классика мировой драматургии англичанина Р. Шеридана "Дуэнья". Спектакль имел оглушительный успех, его неоднократно возобновляли, он и сегодня, спустя 32 года (!) украшает репертуар народного театра академии.

Как же готовились будущие актеры?

Возьмем, к примеру сезон 1981-82 гг. В то время при театре существовала студия, где будущие актёры учились актёрскому мастерству, речи, движению, играли  этюды. Занятия вела Людмила Новикова, сейчас преподающая в театральном училище им. М. Щепкина, потом занятия в студии  вели Владимир Рудов и Роман Каюмов. Всего в театральном коллективе был 51 человек. Новые спектакли репетировали  по 5-6 месяцев. За сезон театр сыграл 28 спектаклей, которые посмотрели более 6,5 тыс. зрителей[12].

Конечно, благодарные зрители аплодируют, прежде всего, актерам. Кто же они? Разумеется, главным образом, студенты. 5 лет пролетают быстро, надо покидать родные стены, но многие возвращаются вновь и вновь только, чтобы сыграть в любимом спектакле. Ученики И.С. Шепелевой  Татьяна Пушкина и выпускник МСХА 1972 г. Алексей Бекренев, работавший главным экономистом подмосковного учхоза "Леоновский", специально приехали в 1979 г. для участия в премьерном показе  спектакля "Муж и жена" по М. Рощину[13].

Любовь к театру привела к закономерному результату – Алексей Бекренев несколько лет возглавлял  Народный театр в своём хозяйстве, бывшая актриса Народного театра Светлана Седенкова стала преподавателем культпросветучилища в г. Коврове, выпускник экономического факультета Илья Рыбаков закончил школу-студию МХАТ и работал в театре М. Розовского, агроном Владимир Любимов, тоже закончивший школу-студию МХАТ, однокурсник Т. Дорониной и О. Басилашвили, потом работал в театре им. К. Станиславского и вел занятия по технике речи в Народном театре ТСХА.

Александр Кравцов, управляющий отделением в совхозе "Болычево" Волоколамского района, стал руководителем художественной самодеятельности хозяйства и поставил спектакль по сказке Л. Филатова "Про Федота  стрельца-удалого молодца". Актрисой была и диспетчер деканата агрохимического факультета Т.А.Мухамедова[14].

10 лет работала в театре Лидия Филина. После окончания агрономического факультета она работала в Министерстве заготовок РСФСР и играла главную роль в нашумевшем спектакле "Дуэнья"[15]. Актриса Тамара Поветьева после окончания академии работала в аптекоуправлении г. Москвы и, живя в Ногинске, продолжила приезжать на репетиции.

Многие актеры играли в театре по 10-12 лет, есть и уникальные "старики", закончившие академию уже 20-30 лет. 25 лет играли в театре Сергей Аладин  - выпускник агрономического факультета, старший научный сотрудник полевой опытной станции, и Валерий Панфилов, выпускник  плодоовощного факультета. Оба они закончили отделения режиссеров факультета общественных профессий МСХА и являлись дипломантами Всесоюзного и Всероссийского смотров самодеятельных театров. 5 марта 1994 г. в Доме культуры состоялся бенефис этих "премьеров", где они исполнили отрывки из спектаклей А.П. Чехова "Медведь" и "Юбилей", М. Рощина  "Валентин и Валентина", Е. Шварца "Тень", Р. Шеридана "Дуэнья", Ф. Креца "Без меня меня женили".

Именно по инициативе Сергея Аладина 15 октября 1985 г. был принят Устав Народного театра, девизом которого стали слова К.С. Станиславского  "Люби искусство в себе, а не себя в искусстве". Состоящий из  13 пунктов, документ был торжественно подписан 23 актерами, которые обязались соблюдать определенный кодекс поведения: не опаздывать на репетиции,  зубрить текст на репетициях. В уставе было сказано, что это "преступление".

Актер не мог уйти из театра в середине сезона, а если подобное было неизбежно,  то нужно было подготовить себе преемника. Неявка на генеральную репетицию влекла за собой исключение из театра. Коллектив вместе не только играл, но и готовил и убирал декорации, реквизит, костюмы. И, наконец, последний пункт устава гласил, что актеры не должны разбалтывать спектакль, а к каждому идущему спектаклю надо было относиться, как к премьере.

Согласитесь, подобные правила – достойный пример для подражания.

Актрисы Татьяна Легеза и Ксения Морозова сочинили песню народного театра на  музыку известной песни барда Л. Митяева "Как здорово, что все мы сегодня собрались". Там есть такие строки:

    "Сегодня в этом зале

       Нам все уже знакомо,

       Но те же впечатленья –

       Душа стремится ввысь:

                   И стало это место

                   Вторым, буквально домом

                   Как здорово, что все мы здесь

                   Сегодня собрались".

Сейчас  в  труппе театра  около 40 человек. Это студенты МСХА, соседнего вуза – агротехнического университета им. В.П.Горячкина, аспиранты, сотрудники академии и, конечно, старики. Репетиции проходят в подвале Дома культуры 4 раза в неделю (вторник, четверг, суббота и воскресенье). К сожалению, многие на выходные уезжают домой и репетировать становится сложнее. В труппе разносторонне одаренные люди: 8 поэтов, 2 барда, даже свои художники-модельеры. Татьяна Мельник, профессиональный художник-модельер, сама играет на сцене и шьет костюмы. Например, она бесплатно (!) пошила костюмы для 20 исполнителей ролей спектакля "Женитьба Бальзаминова" и сама исполнила роль Домны Евстигнеевны Белотеловой.

Зал Дома культуры им. К.А. Тимирязева вмещает около 300 человек и располагает небольшой сценой 6х8 м2. Представления идут либо здесь, либо в студенческом клубе "Контакт", который располагается в соседнем здании общежития, в концертном зале Физико-технического института в г. Долгопрудном, в Культурном центре "Синтез" г. Долгопрудного, в здании Университета СТАНКИН в Москве. Кроме того, актеры выступают в подмосковных санаториях, в Музее космонавтики, выезжали на гастроли на корабли Северного флота, в г. Волгодонск и другие города России.

"Театр начинается с вешалки" – говорил классик. Кто же за кулисами помогал актерам и режиссерам? Декорации для театра писал художник Василий Павлович Лавров, ветеран Великой Отечественной войны, проработавший в Доме культуры более 40 лет; помощником  режиссера работает Сергей Кавторин; за техническое оснащение (свет и звук) отвечают Виталий Савотиков и Андрей Вовк. Художник Татьяна Аленчикова не только оформляет спектакли, но и играет главные роли, например, Павлу Петровну Бальзаминову в спектакле "Женитьба Бальзаминова".

К сожалению, главнейшей проблемой театра является недостаточная материально-техническая и финансовая база. Здание Дома культуры, которому более 80 лет, постоянно нуждается в ремонте.

Вход на все спектакли свободный. Это принципиальная позиция директора Государственного  Дома культуры им. К.А.Тимирязева К.П.Черданцевой. Но актеры перед спектаклем продают программки (по 10 рублей), а после  "пускают шапку" среди зрителей. Так что играют актеры на чистом энтузиазме, заражая своей энергией и задором благодарных  зрителей.

Иногда находятся спонсоры, которые помогают ребятам: купили синтезатор, поставили афишную тумбу на Дмитровском шоссе, дали несколько тысяч рублей на костюмы. Автор статьи сама видела два рулона тканей в репетиционной комнате, купленные на деньги самих артистов, из которых потом будут пошиты костюмы.

Конечно, лицо театра формируется главным режиссером. После ухода из академии Ирина Сергеевна Шепелева жила в Бостоне. Но, хотя жизнь сложилась так, что последние годы она прожила вдалеке от Родины, на её юбилей в Тимирязевку приехали друзья и соратники из Калуги, Гжели, Подмосковья, Коврова, Владимира и Казахстана.

Сегодня в Москве есть  разные  самодеятельные и студенческие театры: Московский открытый студенческий театр МГУ им. М.В .Ломоносова; "Влюбленные сердца" – студенческий театр Полиграфического института; "Энтузиаст" – Московский молодежный театр под руководством Короленко Т.И.; Студенческие театральные мастерские МГУ им. М.В.Ломоносова и другие. В Москве действовало в свое время 19 народных театров.

На их фоне Народный театр при Тимирязевке не затерялся. Почти 20 лет (с 1983 г.) им руководит Галина Петровна Абакумова, выпускница театрального училища им. Б. Щукина и Высших режиссерских курсов, где её учителем был великий Г. Товстоногов.

Репертуарная политика, конечно, менялась вместе со страной. Раньше преобладали пьесы общественного звучания, такие как М. Розова "В поисках радости", М. Шолохова "Бабий бунт", В. Шукшина "Точка зрения", А. Гельмана "Скамейка", Б. Лавренева "Сорок первый". За последние годы появились пьесы, в основном, комедийного и развлекательного плана с элементами фарса и эксцентрики, такие, как оперетта Б. Александрова "Свадьба в Малиновке", инсценировка  пьесы венгерского драматурга Юхаса "Ночные сновидения", пьесы Алешина "Тогда в Севилье", Нушича "Доктор философии", Ф. Креца  "Без меня меня женили", И. Шварца "Тень", Г.Горина "Тиль", Суплекса  "Я гуляю по Парижу", М.Жуховицкого "Последняя женщина сеньора Хуана", Панфилова "Тайна заколдованного портрета", А. Галина "Козерог по вызову", Л. Дюрко "Любовь моя Электра", Фридберга "Арена", Лемо и Каюма "Контакт", В. Соллогуба "Беда от нежного сердца", водевили по А.П.Чехову "Чехов смеется", "Финтифлюшки", "Жених и папенька", пьесы М. Зощенко "Свадьба", Суплекса "Французские комедии", Шено "Будьте здоровы".

Разумеется, всегда востребована и отечественная классика. К юбилею А.С. Пушкина был поставлен спектакль "Сказка о золотом петушке", восстановили инсценировку по роману А. Гончарова "Обыкновенная история". Хитом всех сезонов является спектакль по пьесе А.Н. Островского "Женитьба Бальзаминова", имеют успех у зрителей пьесы В. Шкваркина "Чужой ребенок", Р. Шеридана "Дуэнья".

Как уже говорилось выше, репертуарная политика определяется наличием артистов. Например, ушли окончившие академию актёры-мужчины, и для девушек Г.П. Абакумова поставила пьесу Роберта Тома "8 женщин". Любимые авторы сегодня: А.П. Чехов, М.М. Зощенко, Г. Горин, И. Шварц. За сезон актеры играют спектакли 10-12 авторов.

 За 59 лет существования Народный театр показал более 80 премьер. Отечественная и зарубежная классика, современная драматургия, музыкальные спектакли – вот багаж коллектива. Театр является лауреатом премии Московского комсомола, дипломантом фестиваля "Русская классика" среди профессиональных театров 2001 года, лауреатом фестиваля "Театр малых форм" в 2003 году, обладателем Золотого диплома фестиваля "Творчество северо-западного округа г. Москвы" посвященного 850-летию столицы, лауреатского диплома фестиваля "ФЕСТОС" в год 200-летнего юбилея А.С. Пушкина в 1999 г. и т.д.

Изменились времена, изменилась страна, поменялись режиссеры, стала иной афиша. Неизменно только одно – студенты Тимирязевской академии, большинство из которых всегда проживали в общежитиях, считают своей alma mater не только вуз, но и стены Дома культуры, которые помогли им стать образованными и культурными людьми, расширить свой кругозор, а Народный театр является визитной карточкой художественной самодеятельности студентов.

                 Многие зрители, придя на спектакли, проходят за кулисы, благодарят актеров, художественного руководителя Т.П. Абакумова.  Театр – живой организм. Он дышит, иногда болеет, но чаще всего радует. Пусть народный театр Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева встретит свой 60-летний юбилей на новом витке своего развития. Энтузиазма и таланта его участникам не занимать!

 

 

1.Академия имени К.А.Тимирязева. Краткий очерк прошлого и настоящего.

    Н.С.Архангельский, Г.В.Белых, А.И.Кузнецов, А.В.Пошатаев. М., 1990. С. 18.

2. Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева. 1865-1965. М., 1969. С.65.

3. Академия имени К.А.Тимирязева.

4.Тимирязевец.  1993.  № 5.

5.Академия имени К.А.Тимирязева.  С. 166.

6. Там же. С. 77.

7. Моисеев И. Гастроль длиною в жизнь. М., 1996. С. 20.

8.  Тимирязевец.   1987.  № 6, 16.

9. Тимирязевец. 1982.  № 25.

10.Тимирязевец.  1977.  № 19.

11. Тимирязевец.   1977.  № 27.

12. Тимирязевец.   1982.  №  4.

13.Тимирязевец.  1979. № 7.

14. Тимирязевец.  1993.  № 8.

15. Тимирязевец.  1991.  № 18.