Вы здесь

    • You are here:
    • Главная > Фотодокументы как источник по изучению культурного пространства малых городов Омского Прииртышья во второй половине ХХ века



Фотодокументы как источник по изучению культурного пространства малых городов Омского Прииртышья во второй половине ХХ века

Соколова Евгения Валерьевна, старший преподаватель кафедры истории и
гуманитарных дисциплин Тарского филиала Омского государственного
педагогического университета; соискатель кафедры современной
отечественной истории и историографии Омского государственного
университета им. Ф. М. Достоевского.

Сфера научных интересов: культура малого города.

Процесс формирования культурного пространства малого города
сложный и многосторонний. Для его изучения необходимо привлекать
комплекс различных источников.

Одно из ключевых мест в изучении культурного пространства городов
занимают фотодокументы («визуальные тексты»). К ним сегодня проявляется
большой исследовательский спрос [1]. «Новое знание о прошлом,
потребность в котором возрастает, без сомнения, в большей мере
базируется на изучении традиционных для историка нарративных источников.
… В начале ХХI в. перед исследователями, развивающими гуманитарное
знание, появляются задачи, требующие расширения привычного источникового
круга. Более того, выявление и анализ «нетрадиционных» источников
понимания отечественной истории, в том числе художественной литературы,
визуальных источников – становится долговременной задачей исторической
науки» [2].

Проблемы использования фотодокументов как источников по новейшей истории
сегодня еще недостаточно разработаны. Но они являются одним из
важнейших свидетельств эпохи. Это, во-многом, связано со спецификой
фотодокумента, как исторического источника. Возможность фиксировать
какое-либо определенное событие или явление, доступность при
изготовлении и использовании, эмоциональная нагрузка делают фотографии
распространенным явлением. Особенно четко это выразилось в послевоенный
период жизни советского общества, когда фотографии широко использовались
в агитационной и просветительской работе.

Фотоснимки позволяют нам «восстанавливать колорит эпохи, вид городов,
получать информацию, создающую основу для интегрированного представления
о действительности» [3]. Они отражают не только внешние черты
культурных символов эпохи, но и передают духовную атмосферу конкретного
периода.

Изучая динамику культурного пространства малых городов Омского
Прииртышья во второй половине ХХ века, мы, в первую очередь, обратились к
источникам названной группы. Это обусловлено тем, что по данной
проблеме накоплен богатый фотоматериал, хранящийся как в архивных
фондах, так и в музейных и частных коллекциях. Он наглядно отражает
город обозначенного периода.

Собранные нами фотографии позволяют не только охарактеризовать
культурное пространство города, но и проследить отношение населения к
процессу его формирования.

В данной публикации рассмотрим фотоматериалы, хранящиеся в 785 фонде
Тарского филиала Государственного архива Омской области (ТФ ГАОО) и
отражающие особенности культурного пространства г. Тары Омской области.

Тара – старейший город Омского Прииртышья, его история насчитывает более
четырехсот лет. Культурное пространство этого города сочетает в себе
элементы различных эпох и поколений. Фотоматериалы, зафиксированные в
фонде ТФ ГАОО, позволяют проследить изменения, которые происходили в
процессе формирования городского пространства Тары.

Более подробно остановимся на некоторых фотографиях.

Так, фотография 1 отражает вид города в 1956 г. Преобладание деревянной
застройки в 50 – 60-е гг. ХХ в. являлось одной из характерных черт
культурного пространства не только Тары, но и других малых городов
Омского Прииртышья: Тюкалинска, Исилькуля, Калачинска, Называевска. Это
иллюстрируют фотографии, извлеченные из фондов историко-краеведческих
музеев и муниципальных архивов этих городов (например, фотографии 2 -
3).

В целом фотографии, собранные нами в ходе исследования позволяют выявить
следующие общие черты в облике малых городов Омского Прииртышья в 50 –
60-е гг. ХХ в.:

o отсутствие какой–либо упорядоченной системы размещения жилых и общественных зданий;

o отсутствие четко организованного центра города;

o преобладание деревянной застройки;

o преобладание домов усадебного типа;

o слабое благоустройство (отсутствие дорог с твердым покрытием, отсутствие четкой системы озеленения и так далее).

Значительные перемены во внешнем облике Тары, также как и в облике
других малых прииртышских городов происходят в 70 – 80-е гг. ХХ в. Ряд
перемен отражен на фотографии 4. Появление каменных административных
зданий, зонирование территории, четкость планировки становятся
характерными чертами культурного пространства малых городов Омского
Прииртышья. Этот вывод иллюстрируют и другие фотографии (например,
фотографии 5 и 6).

Сделав анализ фотоматериалов, запечатлевших внешний облик малых городов
Омского Прииртышья в 70 – 80-е гг. ХХ в., можно выделить следующие общие
черты:

o значительная часть жилого фонда, расположенная в границах городского центра, благоустроена;

o четкое расположение жилых домов и общественных зданий вдоль дорожного полотна;

o широкие улицы, не всегда имеющие тротуар;

o четкая система главных улиц, представляющая собой решетку.

Основное внимание в этот период отводилось оформлению городского центра,
как «сердца города». Окраины чаще всего оставались неблагоустроенными.
Фотографии 7 и 8 демонстрируют фрагменты улиц Свердлова и Коллонтай в
Таре, основная часть которых по-прежнему оставалась деревянной. Важно
сказать, что часть этих улиц входила в границы городского центра.

Еще один аспект, отраженный в фотофонде ТФ ГАОО, связан с символической
составляющей культурного пространства города – памятником
Воину-Освободителю (фотография 9).

Представленный на фотографии памятник выполнен по проекту ленинградского
скульптора Г. Д. Ястребенецкого. Тару с городом на Неве связывают
особые отношения. В 1942 г. сюда была эвакуирована Вторая Ленинградская
военно-морская школа. А в 1962 г. ленинградские архитекторы разработали
первый генеральный план Тары.

Исполнение монумента было заказано Тарским горисполкомом 2 декабря 1969
г. в комбинате декоратовно-прикладного искусства и скульптуры
Ленинградского отделения художественного фонда РСФСР. Первоначально
памятник располагался на пересечении улиц Советская и Луначарского (ныне
- Спасская).

Таким образом, фотоматериалы, собранные в 785 фонде Тарского филиала
Государственного архива Омской области, отражают различные аспекты
культурного пространства Тары, как старейшего города Омского Прииртышья.
В сочетании с «визуальными текстами», извлеченными из других источников
(историко-краеведческие музеи и муниципальные архивы городов, личный
архив автора, периодическая печать), они дают богатый материал для
исследователя.

«Визуальные тексты» помогают выделить общие и специфические черты
культурного пространства города, проиллюстрировать особенности его
оформления на различных этапах, увидеть его структурные компоненты.

Примечания

1. Виноградова Н. А., Муравицкая Н. В. Востребованность фотоколлекций высока //Архивный вестник. 2000. № 8. С. 220 – 224.

2. Димони Т. Жизнь советской провинции 1930 – 1950-х годов в официальной
фотографии //Горизонты локальной истории Восточной Европы в XIX – XX
вв. Сб. ст. /Под ред. И.В. Нарского. Челябинск, 2003. С. 251.

3. Рыженко В., Назимова В., Алисов Д. Пространство советского города
(1920-е – 1950-е гг.): теоретические представления, региональные
социокультурные и историко-культурологические характеристики /Отв. ред.
В. Г. Рыженко. Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2004. С.181.

4. Тарский филиал Государственного архива Омской области (ТФ ГАОО). Ф. 785. Оп. 1. Д. 131. Л. 1.

5. Из фондов Исилькульского историко–краеведческого музея.

6. Из фондов Называевского муниципального архива.

7. ТФ ГАОО. Ф. 785. Оп. 1. Д. 727. Л. 1.

8. Фото автора.

9. Фото автора.

10. ТФ ГАОО. Ф. 785. Оп. 1. Д. 144. Л. 1.

11. ТФ ГАОО. Ф. 785. Оп. 1. Д. 145. Л. 1.

12. ТФ ГАОО. Ф. 785. Оп. 1. Д. 85. Л. 1.