Вы здесь

    • You are here:
    • Главная > Практика хозяйственных отношений горожан заштатного городка и местной власти с позиций хронотопа городской истории



Практика хозяйственных отношений горожан заштатного городка и местной власти с позиций хронотопа городской истории

 

Ляшенко Вероника, магистрант 2 курса обучения Ставропольского государственного университета.

Город может характеризоваться различными критериями, среди которых наибольший интерес представляет наличие локального городского сообщества, проживающего на его территории. Локальное сообщество объединено не только единой территорией – локусом, но это, прежде всего, совокупность людей, связанных сложными связями в процессе многообразной деятельности – от производственной до быта. Город, как выражение этой деятельности, является накопителем идей, эмоций и действий человека, которые характерны для этого социума не только определенном месте, но и в определенное время.

Большинство городов Российской империи первой половины XIX века относились к процессу «протоурбанизации», т.е. создавались «сверху», по инициативе органов власти как, прежде всего, военно-административный объект [1. С. 51]. Заштатный городишко Ставропольской губернии – Святой Крест, не был исключением. Земли, занимаемые городом, составляли принадлежность казны и были отданы по указу Павла I в 1799г. армянам, желавшим выселиться из Персии и Закавказья. [2. С. 219]. На протяжении полувека армянское поселение имело облик типичного средневекового восточного города, для которого характерно доминирование торговли в экономическом развитии. Виноделие и торговля вином составляли главнейший источник существования горожан.[2. С. 222].

Преобразования конца XIX – начала XX века, вносившие коренные изменения в экономическую, социальную, политическую и культурную жизнь страны, затронув и Ставропольскую губернию, докатились до Святого Креста. Изменения, приникавшие в этот город, были характерны для провинции начала XX века и отражали сложный процесс, радикально изменяя состав городского населения, образ жизни горожан, социальные отношения в этом локальном сообществе.

Развитие рыночных отношений и рост промышленных заведений способствовали увеличению численности населения города. За 10 лет, С 1897-1907 гг., население города возросло почти в 2,5 раза. Согласно переписи 1897 года население города составляло 6 583 человека [3. С.12], а к началу 1907 года горожан насчитывалось уже свыше 15 тысяч человек. [4. Л. 14] Бурное экономическое развитие позволило новому предприимчивому, мобильному, городскому человеку искать новые источники дохода и благосостояния. Модернизационные процессы, происходившие на территории всей страны, диктовали новые же правила взаимоотношений горожан, как между собой, так и с местной властью.

Меняющаяся экономическая жизнь городского социума вносила свои коррективы, прежде всего, в хозяйственные отношения. В контексте рассмотрения городского сообщества, как единого локального микроорганизма, интересен анализ особенностей хозяйственных отношений горожан Святого Креста, которые выясняются из двух архивных документов. Это «Жалоба жителей Святого Креста Степана Пономарева, Григория Донцова на неправильные действия старосты в деле продажи городских построек» адресованная губернатору 20 ноября 1908 года и «Рапорт городского старосты Заикина». [5. Л. 5-13]

Источники позволяют говорить о том, что в тот момент в городской среде начала складываться устойчивый слой состоятельных горожан. Представителями этого нарождавшегося в глубинке «среднего класса» принадлежали, по-видимому, и авторы жалобы. Об этом свидетельствует лингвистический анализ документа. Кроме того, за литературными пассажами истцов ясно просматривается личный интерес представителей городской «верхушки», который они уже достаточно ясно артикулируют. При этом данная жалоба намечает общие изменения, происходившие в среде зажиточных горожан эпохи модернизации. Как точно подметил К. Гинзбург, индивид, ничем не выделяющийся из среднего уровня, может выступать в качестве своего рода микрокосма, сосредоточивающего в себе все существенные характеристики целого социального организма.[6 С. 10] В данном случае авторы источника Пономарев и Донцов являются микрокосмом буржуазной «верхушки» горожан Святого Креста.

Проведя сравнительный анализ текста рапорта старосты Заикина, который представлял тот же уровень городского социума, что и жалобщики, с текстом жалобы, попытаемся понять характер их экономических и межличностных взаимоотношений. В жалобе выражены нарекания горожан на «неправильные действия» представителя местного самоуправления. Речь идет о действиях городского старосты Заикина, который своей волей распорядился продать городские постройки без объявления торгов и по низкой плате. На первый взгляд, перед нами образец столкновения интересов зажиточного населения города с местной властью. Однако более внимательное рассмотрение не только источников, но и личностей их авторов позволяет за формальной стороной конфликта увидеть скорее конфликт личных интересов, связанных с хозяйственной деятельностью как Заикина, так и Пономарева с Донцовым. Формально спор-диалог между городскими властями и горожанами является фактически спором личных интересов людей принадлежащих к одной социальной прослойке: зажиточных горожан, способных влиять на хозяйственную жизнь города.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что жалоба, адресованная на имя губернатора, не была выдержана в стиле унифицированной делопроизводственной переписки XIX века. Происходит разрушение унифицированных норм и правил написания официальных документов, сквозь призму которых на протяжении столетия не было видно человека. Изучаемый документ по своему стилю больше напоминает эссе или фельетон из периодической печати того времени. Чего стоит сарказм авторов в адрес старосты, которого они называют то «лорд-мэром», то марионеткой. Городское управление, которое сами же выбирали, характеризуют определением «злополучный». Чиновники городской управы именуются «присными-помощниками», а главный из них, господин Орлов получил имя «бессмертного отставного полицейского. Вскрывая неблаговидность их поведения, жалобщики иронически цитируют Священное Писание, говоря, что управа творит «волю «пославшего мя». Видимо, Пономарев и Донцов были либеральными «героями своего времени», которые воспитывались на газетной публицистике и либеральной беллетристике, типа произведений «незабвенной Гарриэт Бигерт-Стоу», в частности ее «Хижине дяди Тома».

Таким образом, под влиянием первой российской революции 1905-1907 гг. и последовавшей за ней политической модернизацией либерализация общественного сознания, новый тип социального поведения, сопровождались ростом самосознания личности, осознанием индивидуальной идентичности в пространстве локального, в том числе городского социума. Эта тенденция в начале XX века захватила самые глубинные слои российского населения, что подтверждается указанными выше документами. Очевидно, что на самоопределение личности все больше влияла не принадлежность ее к одному из официальных сословий, а к одному из слоев городского населения, определяющим критерием которого становился образовательный и экономический капитал.

С другой стороны, не честь мундира или кодекс чести конкретного сословия становятся доминирующими в личностных отношениях, а личные хозяйственные интересы и личная выгода конфликтующих. Постройки, о которых шла речь в жалобе, представляли собой дом с подвалом из «бурлацкого камня», три амбара, саманный сарай и «чихирня» с конюшней. Самым дорогим в условиях строительного бума был столь дефицитный и дорогой бурлацкий камень, которым был выложен подвал. По заявлению жалобщиков, этого камня насчитывалось 5000 штук, а весь дом вместе с подвалом был продан всего за 240 рублей. Авторы скрупулезно посчитали реальную стоимость строения, и оказалось, что при номинальной цене 20 копеек за один камень стоимость одного только камня составила 1000 рублей. Понятна обида Пономарева и Донцова, которые были не допущены к торгам.

В рапорте староста Заикин вынужден согласиться с тем, что продажа построек обошлась покупателю гораздо дешевле их реальной цены. Единственным слабым оправданием действий представителя городской власти было заявление, что «покупатель обязуется засыпать все ямы, сделать саманную стенку по длине всего дома», т.к. постройки были проданы под снос. Староста лукавит, говоря о скидке, обещанной покупателям, поскольку расходы на строительство саманной стенки по сравнению с выгодой от продажи бурлацкого камня слишком значительны, чтобы остаться не заметными. Не учитывая стоимости построек, которые также вошли в 240 рублей, одна только продажа облицовочного камня, принесла новому владельцу дома прибыль более, чем на 25%. Эта несложная бухгалтерия, не смотря на век Интернета, похоже и сейчас находится на вооружении некоторых современных российских градоначальников.

Для более полной картины хронотопа хозяйственной жизни Святого Креста в начале XX века приведем и третий документ, сюжетно связанный с двумя первыми источниками. К переписке приложен торговый лист, который дает ценную информацию о покупателе построек, из которого видно, что дом, ставший причиной раздора, был продан городскому землемеру Федору Белоусову. Анализ имущественного положения представителей этой профессии в губернии свидетельствует о низком прожиточном уровне этих государственных чиновников, которые относились к среднему слою горожан, и жили на одно жалование, едва сводя концы с концами. Например, Ставропольский городской землемер Николай Иванович Демьянов, проживший всю жизнь на жалование, в описываемое время умирал в нищете. Он не имел даже возможности купить необходимый минимум лекарств, в которых остро нуждался. [7. Л. 221]. Если даже полагать, что случай Демьянова был крайностью, все равно рядовой землемер не мог себе позволить такую дорогостоящую покупку, если только он не был родственником старосты или не имел дополнительного прибыльного дела. Следовательно, должность в эти годы переставала быть единственным маркером материального положения, а, значит, и социального статуса.

Конфликт завершился ответом губернатора, который остается солидарным с местными властями. Канцелярия губернатора определила действия старосты «закономерными». По всей видимости, губернская администрация руководствовалась в этом деле принципами корпоративной этики. Надежды Понамарева и Донцова на помощь со стороны губернатора не оправдались. Интересы укрепления вертикали власти оказались сильнее экономической целесообразности. Возможно, кроме того, что у старосты было больше рычагов влияния на губернское чиновничество, чем у жалобщиков.

Рассмотрение конфликта городской власти с горожанами на локальном уровне позволяет проследить изменения в городской микроструктуре. Модернизация страны, размывание сословных структур, происходившее после революции 1905-1907 гг., обнажают эволюцию социальных противоречий на микроуровне. Личность в социальных отношениях становится доминирующей, корпоративность общества уходит на второй план, открывая дорогу интересам индивидуума. Реальная же картина социальных изменений не нашла своего отражения в общегосударственном законодательстве, примером тому служит жалоба горожан Святого Креста. Конфликт местных властей и горожан является конфликтом личных хозяйственных интересов каждой из сторон.

Примечания

1.Сенявский А. С. Урбанизация России в XX веке. Роль в историческом процессе. М. 2003.
2.Твалчрелидзе. А. И. Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях. Ставрополь 1897.
3.Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897. Т. LXVII. Ставропольская губерния. СПб. 1905.
4. ГАСК. Ф. 60. Оп. 1.Д. 432.
5. ГАСК. Ф. 60. Оп. 1.Д. 294.
6. Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI веке. М. 2000.
7. ГАСК. Ф. 95. Оп. 3. Д. 8692.