Вы здесь

    • You are here:
    • Главная > Политика интернационализма как фактор активизации участия еврейского этноса в политической, социально-экономической жизни Ставрополья в середине 1920-х-1930-х гг.



Политика интернационализма как фактор активизации участия еврейского этноса в политической, социально-экономической жизни Ставрополья в середине 1920-х-1930-х гг.

По переписи 1926 года в Северо-Кавказком крае проживало
42476 евреев, 3944 горских евреев, 154 крымских евреев, 49
евреев-грузин. Таким образом, еврейский этнос находился на 12-м месте по
численности, что составляло 0,5% населения многонационального
региона(1). В полиэтничном крае, где проживали представители 101-й
национальности, еврейское население играло немаловажную роль в
общественном региональном процессе. Доказать это можно следующим.

Во-первых, численность еврейского этноса по Северо-Кавказскому краю
превосходила численность таких народов как: балкарцев(33280),
греков(32178), татар(19052), калмыков(11712), ногайцев(9948),
цыган(6760), туркменов(4533), которые отнюдь не являлись "гостями" на
Северном Кавказе, имея глубокие корни и традиции проживания на данной
территории(2). Несмотря на это, еврейское население не являясь
автохтонным и ограниченное до февраля 1917 года "чертой оседлости", к
1926 году в соответствии с переписью населения, значительно превышало
численность ряда "исторических хозяев" данной территории. Впрочем, для
лиц иудейского вероисповедания существовали ограничения(и то не для
всех, ибо иудеи с высшим образованием, купцы I гильдии и т.д. имели
право жить вне "черты оседлости"), в то время как
евреи-христиане(перекрещенцы) были свободны в выборе места жительства.
Вместе с тем, военные действия по присоединению Кавказа к России не
позволяли евреям до определенного времени оседать на данной территории, а
отсутствие крупных городов не позволяло заниматься исконной сферой
деятельности - ремеслом и торговлей. Однако благодаря хорошой
подвижности и мобильности, еврейский этнос за относительно небольшой
исторический промежуток времени освоил Предкавказье и Северный Кавказ и в
сложившихся условиях играл значительную роль, нередко не меньшую, чем
коренное население региона.

Во-вторых, еврейское население Северного Кавказа являлось
урбанизированным этносом, что в новых условиях давало огромные
возможности и перспективы, так как аграрное общество и традиции отходили
на второй план, уступая место индустриальному обществу и развитым
товарно-денежным отношениям. Это соответствовало духу исконных желаний
большой части еврейского этноса. В результате, в количественном
отношении, еврейское население являлось четвертым этносом по численности
в городах Терского округа, где основная часть была представлена в
Пятигорске-848 чел.(2,08% от всего населения города), Кисловодске-543
чел. (2,41%), и Ессентуках-189 чел.(2,64%). Еврейский этнос уступал по
численности лишь русским, малороссам и армянам, превосходя, например,
немцев, греков, карачаевцев, грузин и другие народы(3).

В Ставрополе, окружном центре, еврейский этнос составлял 2,4% от всего
населения города, уступая всего лишь 0,4% армянам, по-сути представляя
ведущее нацменьшинство города, что в рамках проводимой Советской властью
политики интернационализма имело огромное значение(4).

В-третьих, еврейское население было широко представлено в органах
управления регионом, что давало огромные возможности влиять на политику,
проводимую Советской властью, и занимать ведущие позиции в общественной
жизни Ставрополья.

Роль и влияние еврейского компонента особенно возрастала в периоды
экономических и культурных преобразований, когда в силу различных причин
представители еврейского этноса стояли в первых рядах в процессе
социалистического строительства. Например, Дагин Израиль Яковлевич с
середины 1920-х и до второй половины 1930-х гг. возглавлял окружной и
краевой отдел Г.П.У., Поташман Исаак Моисеевич в сер.1930-х гг. являлся
председателем краевого совета Воинствующих Безбожников, Левицкий Исай
Борисович в 1930-е гг. руководил работой треста Главмолоко по
Северо-Кавказскому Краю, Рутберг Израиль Бен. в 1930-е гг. являлся
заведующим Архивбюро и т.д. На местах ситуация складывалась подобным
образом: Гриншпун Исаак Самойлович в 1930-е гг. работал начальником
политотдела МТС, вторым секретарём Ипатовского РК ВКП(б), первым
секретарём Степновского РК ВКП(б), Вайнштейн З.И. - был первым
секретарём Евдокимовского РК ВКП(б), Гуревич Иосиф Абрамович - работал
инструктором Промышленно-Транспортного отдела Крайкома ВКП(б), Левит
Самуил Моисеевич занимал должность директора Мединститута ВВС РККА и
т.д.

Большая активность еврейского этноса в политической, экономической и
культурной жизни региона и широкая востребованность в соцстроительстве
привели к началу 1930-х гг. к частичному "осельчаниванию" еврейского
населения Ставрополья. Характерной чертой данного процесса стало
реальное образование трёх еврейских колхозов, в том числе двух сельских
советов(5). И это несмотря на то, что во-первых, численность еврейского
этноса в сельской местности была сравнительно невелика, а во-вторых,
сельское хозяйство не являлось исконной сферой деятельности
российских(советских) евреев. Конечно, в немалой степени, образование
еврейских колхозов - пропагандистский шаг Советской власти, которая
утверждала политику интернационализма. Но главным было максимальное
использование всех имеющихся ресурсов для укрепления в регионах
большевистской власти, а также развитие местного хозяйства, в условиях
построения нового общества.

Таким образом, представители еврейского этноса в силу своей активности в
общественной жизни страны выдвинулись и стали в первых рядах
социалистического строительства на местах, и создание еврейских колхозов
стало наградой за эту активность. Данным обстоятельством возможно
объяснить и некоторые особенности процесса создания еврейских колхозов и
поселений. Например, отрывок из документа( Отчет ОКРЗУ от 18 сент.1929
г. "О работе по обслуживанию нацменьшинств В Ставропольском округе"):
"Душевые наделы нацменьшинств по своим размерам не отличаются от душевых
наделов окружающего русского населения за исключением Туркмен,
получивших землю по нормам для полукочевого народа в среднем по 16,38 га
на едока и Еврейского населения получившего землю в среднем по 6,1 га
на едока"(6). Для сравнения: по Благодарнинскому району при среднем
количестве едоков 4,7 человека на одно хозяйство, средний надел
составлял 14,5 десятин(на хозяйство), в Петровском районе - среднее
количество едоков на одно хозяйство было 5,3 человека, средний надел на
хозяйство - 12,8 десятин(7). Напомним, что десятина - это русская
единица земельной площади, равная 1,09 гектара. А вот другой документ
для сравнения(Постановление Президиума Ставропольского Окружного
Исполнительного Комитета от 15.02.1930 г. "О ликвидации кулачества, как
класса, в пределах Ставропольского округа"): "При отводе земель кулацким
хозяйствам установить при 6 и свыше едоках в хозяйстве предельные нормы
- 10 гектаров на хозяйство"(8).

Другой особенностью организации еврейских колхозов стало создание
поселений для колхозников. Например, село Богдановка было основано в
1927 году, и "сюда по решению краевых органов направлялись
переселенцы-евреи с Кубани, которых разместили в выстроенных
государством 120 домах"(9). Постановление КИК "По обследованию работы на
фондах еврейского переселения на Тереке", 1930 г. гласит: "Имея ввиду
ограниченность живого и мертвого тяглового инвентаря в хуторах:
Богдановка, Ганштаковка и бедняцкий состав этих хуторов....особое
внимание обратить на обеспечение соответствующего содействия со стороны
машино-тракторных станций, расположенных вблизи этих хуторов". И далее:
"Теркомзету и Терозету....выявить сумму требуемую для дальнейшего
окончания работ на фондах по переселению прикрепленных к фондам всех 326
семейств.... Уполномоченному Крайкомзета при намечении плана
строительства на будущий год предусмотреть постройку в Богдановке
общественных зданий в целях обеспечения переноса туда медпункта и
кооперативной лавки"(10). Таким образом, Советская власть всячески
заботилось и поощеряла деятельность еврейских переселенцев.

Еврейский этнос оказывал большое влияние и на процесс культурного
строительства Советского государства. Подтверждением данного
обстоятельства является наличие еврейской нацменсекции при
Окружкоме(11).

Вместе с тем, не стоит переоценивать роль и значимость еврейского
этноса в социалистическом строительстве. Конечно, она была значительна и
важна, но в тоже время, есть все основания считать, что не меньшее
влияние на общественную жизнь Ставрополья оказало немецкое, армянское и
другие нацменьшинства, что отразилось в политической, экономической и
культурной жизни региона. Не стоит забывать и позицию властей по данному
вопросу. В Циркуляре Терской Окружной Избирательной комиссии "О
вовлечении национальных меньшинств в дело советского строительства",1926
г. говорится о том, что "большой процент вовлечения в советское
строительство падает на украинцев, в большинстве своем уже обрусевших и
состоящих на общей государственной службе, а подчас места делают ссылку
на работников, которые, правда, не являясь русскими(латыши,евреи и пр.),
но и не представителями тех нацменов, которые населяют данный район. Их
запросто считают нацменами. Такое положение ясно доказывает, что
приведенный выше пример умаляет фактическое вовлечение нацмен в
совстроительство до минимальных размеров....Не лучше обстоит дело с
вовлечением нацмен в Горсоветах округа....При чем и здесь сплошь и рядом
под термином "нацмен" фигурируют представители не имеющие ничего общего
с нацменьшинством данного города"(сохранен язык документа). И далее,
даны практические рекомендации: "Добиться при выборах нацменских
сельсоветах полной ясности в смысле выбора Председателя Совета из
нацменьшинства, населяющего территорию данного сельсовета....В
сельсоветах со смешанным населением, председатель должен выдвигаться из
той нации, которая в данном сельсовете представляет 51% общего числа
населения. Остальным нацменам предоставляются места в сельсовете
соответственно к процентному отношению их к общему числу населения
территории данного сельсовета"(12). Таким образом, Советская власть
реально боролась за осуществление национальной политики в духе
интернационализма и демократии.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод. Если в условиях
самодержавия для еврейского этноса был характерен тип
финансово-хозяйственной деятельности, то в годы строительства
социализма, когда реализовались идеи интернационализма, представители
еврейского народа стали активно включаться в общественно-политические
процессы происходившие в стране и регионе. Потребность активного участия
в политической и общественной жизни приводила к тому, что по-существу
"городской" этнос начал распространять свою деятельность и на аграрную
сферу, чему способствовала государственная политика.

Примечания

1.ГАСК,Ф.р.645,оп.1,ед.хр.42,л.1.

2.ГАСК,Ф.р.1161,оп.1,ед.хр.1749,л.4.

3.ГАСК,Ф.р.1161,оп.1,ед.хр.956,л.27.

4.ГАНИСК,Ф.р.1,оп.1, Дело 755,л.3.

5.ГАНИСК,Ф.р.1,оп.1, Дело 754,л.58; ГАСК, Ф.р.299,оп.1,ед.хр.1282, л.13;
там же,Ф.р.1161,оп.1,ед.хр.1723,лл.55-57; Власть Советов -1930 -18
марта.

6.ГАСК,Ф.р-595,оп.1,ед.хр.948,л.113.

7.ГАСК,Ф.р.595,оп.1,ед.хр.970,л.44.

8.ГАСК,Ф.р.595,оп.1,ед.хр.968,л.59.

9.История городов и сёл Ставропольского края, Ставрополь, 2002, с. 572.

10.ГАСК,Ф.р.1161,оп.1,ед.хр.1723,лл.55-57.

11.ГАНИСК,Ф.р.5938,оп.1, Дело 28,л.108.

12.ГАСК,Ф.р.1161,оп.1,ед.хр.262,лл.25-30.