Вы здесь

    • You are here:
    • Главная > Польские эксперименты в области межкультурного преподавания истории



Польские эксперименты в области межкультурного преподавания истории

В польской действительности межкультурное преподавание
истории - знания о прошлом различных народов, проживавших на территории
польского государства, потом на территории польского королевства и
великого герцогства Литовского, затем второй Польской республики и,
наконец, Польской народной республики и современной Польши. В состав
межкультурного преподавания истории входят также исторические знания,
преподаваемые в школах, относящиеся к прошлому соседних народов и стран.
Этот образ прошлого других народов появился в результате не только
нынешнего состояния историографии, но и в значительной степени был
обусловлен политическими факторами и, в частности, отношениями поляков с
другими народами, а также настоящей политикой государства. В
историческом сознании учеников формировался образ других народов, в
котором оставили заметный след мифы и клише, представленные не только в
дидактическом школьном процессе, но и в во внешкольном образовании.
Можно выделить три периода представления прошлого других народов и
государств в преподавании истории в Польше прошлого века. Первый период -
эпоха второй Польской республики (1918-1939), второй - время Польской
народной республики (1944-1989) и, наконец, третий период - третья
Польская республика (с 1989 г.). Вторая Польская республика была страной
нескольких народов, где национальные меньшинства составляли 35 %
населения (украинцы, иудеи, белорусы, немцы, литовцы, русские, армяне,
татары, чехи, словаки и цыгане). В преподавании истории большое внимание
уделялось истории Германии и России, т.е. странам, явившимся
виновниками разделов Польши в конце XVIII века. Исторической образ
Германии и России характеризовался эмоциональным фактором. Многовековые
связи с Германией и Россией демонстрировались в школе с точки зрения
конфликтов и войн. Этот образ дополнялся сведениями об отношениях между
Польшей и Литвой и, в Средние века, с Чехией и Венгрией[1].

Второй период начинался территориальными и политическими
преобразованиями после Второй мировой войны, которые привели к тому, что
Польша, бывшая в межвоенный период многонациональной страной, стала
страной одной нации, при сравнительно немногочисленных национальных
меньшинствах. Опыт войны, в частности - германской оккупации,
зависимость Польши от Советского Союза и коммунистическая идеология
стали факторами, оказавшими значительное влияние на организацию
исторического преподавания и видение истории страны и истории в целом, в
частности - того, что касалось истории соседних народов и стран. В
представлении истории Германии и польско-германских отношений
преобладали конфликты и войны, хотя не обходились вниманием и иные
аспекты, например, история культуры. Однако, это видение постепенно
изменялось с течением времени, что было связано с процессом нормализации
отношений с ФРГ и пересмотром школьных учебников истории в соответствии
с указаниями Комиссии по учебникам ЮНЕСКО. Политические и
идеологические факторы отмечали также преподавание истории России и, в
частности, Советского Союза.

Третий период начался с перемен в политике и преобразований в
функционировании государства в 1989 году. Этот феномен был обязан своим
появлением крушению т.н. "соцреализма". Система образования, включая
преподавание истории, видела себя освобожденной от преобладания одной
идеологии, а равно и внушаемого свыше видения прошлого и интерпретации
хода истории, особенно истории современности. С этого времени можно
говорить о многонациональности в преподавании истории. Реформа системы
образования, а в ее рамках и преподавания истории, начавшаяся в момент
перехода из XX в XXI век, подчеркнула значение многокультурного и
регионального аспекта в воспитании и обучении молодежи. Это позволило
создать условия для более полного представления других цивилизаций и
культур на всех уровнях образования. Напротив, регионализм в
преподавании истории позволил показать ученикам более подробно историю и
культуру национальных меньшинств, проживающих в различных регионах.
Базовая программа всеобщего образования, являющаяся главным документом,
определяющим важнейшие цели воспитания и обучения, содержание и
дидактическую стратегию, а также итоги обучения для точных предметов,
играет первостепенную роль, так как в действительности образовательные
программы полностью зависят от нее. Эта базовая программа содержит
указания, соблюдаемые авторами школьных программ. Базовая программа
подчеркивает роль регионального образования и культурного наследия
региона. Чтобы достичь цели обучения, рекомендуется развивать у учеников
знания по культуре своего региона и ее связях с национальной культурой,
укреплять чувство национальной идентичности через развитие идентичности
региональной, расширение знаний, вносящих историю региона в контекст
своих семейных традиций. Базовая программа также подчеркивает значение
регионального языка, диалектов и названий, различных топонимов, а также
локальных личных имен и фамилий, элементов истории региональной
культуры, традиций, нравов и обычаев[2].

Тема "История и общество", изучаемая 4-6 классами начальной школы (дети
10-12 лет), составляет пропедевтический курс преподавания истории и
знаний об обществе. Следует отметить, что категорией, объединяющей
различные элементы базовой программы, является воспитание и развитие
идентичности. Первоочередные образовательные цели - развитие чувства
приверженности к семье, местной общности, этнической группе, нации,
государству, наконец, к европейскому и мировому сообществу. Например,
темы "Я и другие" заставляют почувствовать культурные сходства и
различия. Здесь речь идет прежде всего о создании позиций согласия с
разнообразием и борьбы с негативными предубеждениями и штампами. В
программе начальной школы встает проблема с анализом следующей темы:
"Что объединяет и что разъединяет людей". Здесь подчеркиваются различия,
относящиеся к физическим данным, одежде, областям интереса и
профессиям. На втором месте находится многонациональность в ее
этническом измерении - более углубленный подход, изучаемый на более
продвинутых уровнях гимназии и лицея. Тема "Польские граждане различных
национальностей" позволяет вывести на первый план национальные
меньшинства и этнические группы. Ученики узнают, что Польша с давних пор
была страной нескольких этнических групп и страной терпимой
применительно к другим национальностям и религиям. Ученики, уже
находящиеся на пропедевтическом этапе обучения в начальной школе,
познакомятся с различными стадиями цивилизации, включая цивилизацию
ислама и ее важнейшие ценности. Некогда Польша граничила с Турцией,
поэтому культурное влияние ислама в Польше также принимается во
внимание, когда речь идет о культуре XVII века. Надо признать, что
прежние тесные связи Польши с Персией также представлены. До настоящего
времени обитатели трех деревень на северо-востоке Польши (потомки татар,
которые решили обосноваться там в свое время) являются мусульманами и
сохраняют мусульманские традиции и обряды.

В ходе уроков истории в трехлетней гимназии по случаю представления
средиземноморской цивилизации, речь идет о более углубленном подходе к
важнейшим стадиям культуры, включая вклад арабов и ислама.

Общий элемент базовых программ для трехлетнего лицея и других школ после
гимназии - многокультурный аспект в истории Польши. Подчеркивается,
чтобы достичь образовательных целей, что следует усилить отношения
понимания и терпимости применительно к другим культурам, иным обычаям и
убеждениям, входящим в рамки ценностей цивилизации. Многокультурный
аспект в польской истории подразумевает, что здесь речь идет не только о
том, чтобы показать присутствие других национальных, этнических и
религиозных общностей во всеобщей истории, но также и о том, чтобы
восстановить их культурное наследие, принимая во внимание последствия
взаимоотношений и передачу элементов культуры.

Многокультурное преподавание истории играет важную роль в школах Силезии
близ Опола (юго-западная часть Польши), которые посещает часто не
только польская молодежь Силезии, но и молодежь немецкого происхождения.
С 1997 г. Дом польско-германского сотрудничества в Гливицах реализует
проект под названием "Локальная история - пример избранных повятов,
городов и общин". Четыре цели проекта, который в локальном и
региональном отношении составляет форум сотрудничества и обмена
взглядами между поляками, силезцами и немцами, а также между местными
элитами и локальными общностями, управляемыми данными элитами, таковы:

1. Познавать историю;

2. Укреплять региональную идентичность и отождествление с регионом;

3. Поддерживать интеграцию различных социальных групп и надлежащий диалог между большинством и меньшинством;

4. Формирование региональной идентичности[3].

Для реализации этого проекта, был разработан образец регионального
учебника истории. Этот учебник, в плане представления событий и
исторических личностей, часто вызывает много противоречий, отвечая
требованиям с нескольких точек зрения, что позволяет принять во внимание
интерпретацию прошлого большинством и национальными меньшинствами[4].

На границах Польши и Германии развивается сотрудничество между школами
обоих стран. Польские ученики учатся в немецких школах, а юные немцы
посещают школы в Польше. Общие уроки истории требуют нескольких точек
зрения в изображении общего прошлого, часто драматического и скорбного.

Следует подчеркнуть, что есть проекты учебников по всеобщей истории для
учеников граничащих с Польшей стран, где проводятся аналогии с учебником
по истории Европы, составленным Клодом Делошем. Уже в 1999 г., на
заседании Совета Европы в Варшаве, посвященном учебникам, обсуждался
учебник всеобщей истории для учеников балтийских стран. В 2003 г. был
разработан проект учебника по истории старой Восточной Пруссии, которая
после Второй мировой войны составила часть территории Польши, а
восточная часть Пруссии с Кенигсбергом вошла в состав Советского Союза
(Калининградская область). Восточная Пруссия имеет многонациональный
характер, т.к., исключая немцев, этот регион населяют поляки, потомки
пруссаков, литовцев и русских. Этот учебник будет предназначаться для
польской, русской, немецкой и литовской молодежи.

Общество "Боруссия" в Ольштыне (на севере Польши) издает периодическое
издание, которое носит то же название и показывает историю народов,
населявших прежнюю Восточную Пруссию. Темы, относящиеся к
польско-германским, польско-украинским и польско-литовским связям
составляют драгоценное пособие для преподавателей.

Многокультурный аспект в обучении и воспитании молодежи не
ограничивается одним лишь преподаванием истории, но охватывает также
преподавание литературы и языкознание, такие предметы, как музыка и
изящные искусства, а также общественные предметы, как воспитание
гражданских чувств.

Образование и воспитание молодежи в многокультурном духе требует
выработки и развития толерантности и принятия этнических, национальных,
культурных и религиозных отличий, но в то же время - усиления и
сохранения своей идентичности. Разумеется, можно быть гражданином как
родного города, региона, страны и государства, так и наднациональных
сообществ и планеты Земля. Следует сказать, что воспитание
многокультурного общества - одна из главных задач в образовании нового
поколения.

Примечания

1. Karol Sanojca. Obraz sasiadow w szkolnictwie powszechnym Drugiej Rzeczypospolitej. Wroclaw,2003. S. 133-137.

2. Podstawa programowa ksztalcenia ogolnego dla szkol podstawowych i
gimnazjow//Wiadomosci Historyczne. R. XLII. 1999. Nr. 1. S. 23-24.

3. Beata Herget. "Historia lokalna na przykladzie wybranych powiatow,
miast i gmin". Projekt Domu Wspolpracy Polsko-Niemieckiej w
Gliwicach//Nauczanie historii na terenach mieszanych etnicznie.
Materialy miedzynarodowej konferencji naukowej, ktora odbyla sie w Opolu
w dniach 26-28 wrzesnia 1999 r. Gliwice-Opole,1999. S. 95-100.

4. Adam Suchonski. Koncepcja regionalnego podrecznika do nauczania
historii przy uwzglednieniu specyfiki Slaska Opolskiego//Nauczanie
historii na terenach mieszanych etnicznie… . S. 101-110.